Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Типологические аспекты личности и их роль в культовых движениях

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Типологические аспекты личности и их роль в культовых движениях

Религиозные или общественные культы и секты, применяющие психо-методики, в том числе современные молодежные субкультуры: скинхэды, панки, рокэры и др. организации, пока они не приносят обществу и отдельным людям какой-либо вред, имеют право на существование. Но если какие-либо из них становятся  деструктивными (разрушительными) для общества организациями, например, нео-скинхэды - <бонхэды>, культ бритоголовых националистов,  агрессивного фашистского характера, терроризирующие иностранцев, и т.п., то ими должны заниматься правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность людей.

А я хочу лишь изложить свое видение этой проблемы, и в частности - влияния субъективного человеческого фактора, на деятельность указанных социальных структур в контексте соционической типологии личности.

По моему убеждению, в большинстве случаев, приписывание деструктивности в деятельности сект и общин исходит от иерархов традиционных православных конфессий, усматривающих в деятельности альтернативных организаций прямую опасность своему влиянию на верующих. Именно с этого началось формирование у населения отрицательного отношения к любым сектам. Но не все из них имеют деструктивное влияние. Большинство сект имеют вполне благородное влияние на людей. Исключение составляют отдельные одиозные структуры, создатели и руководители которых ставят своей целью формирование и культивирование  у своих сторонников на сознательном (и особенно на бессознательном) уровне разрушительных тенденций, направленных как на себя, так и на окружающий социум. Именно они представляют угрозу как для отдельных людей, так и для населения в целом. И с такими сектами должны бороться правоохранительные органы, как и с любым другим видом преступности.

Что же касается обычных сект, то они не занимаются широкой пропагандой и навязывают людям свое понимание веры, а, наоборот, демонстрируют им действенную заботу о каждом. Такие секты обеспечивают людям такое чувство защищенности и моральной поддержки, которое не может им предоставить ни государство,  ни традиционные религии и церкви, а зачастую и их собственные семьи. В таких сектах нашли спасение и смысл жизни многие отчаявшиеся люди, в том числе - бывшие наркоманы, алкоголики и другие люди, сломленные судьбой и деградировавшие без понимания высшей цели своего существования.

Такие секты не только не вредны, но в целом уменьшают общий уровень агрессивности и преступности в обществе. И поскольку в демократическом обществе люди должны иметь право свободного выбора своей веры, подобные секты не могут преследоваться законом, а наоборот, должны получать финансовую поддержку от государства.

С точки зрения соционической типологии, секты и культы имеют прямое отношение к гуманитарной сфере - духовной и идеологической, где превалируют человеческие ценности. Главными продуцентами и носителями таких ценностей выступают преимущественно гуманитарные типы личности, у которых в качестве творческих психологических функций представлены эмоции (чувства) и интуиция (образно-ассоциативное мышление и восприятие, позволяющее им легче трактовать невидимые и физически неощутимые духовные истины или разбираться в библейских иносказаниях). Это типы: ЭИЭ, ИЭИ, ЭИИ, ИЭЭ.

Рациональные этики - ЭИЭ и ЭИИ, у которых в программной позиции находится функция этики, больше ориентированы на создание морально-этических законов и традиций и их последовательное внедрение в жизнь, чем менее последовательные иррациональные этики - ИЭИ и ИЭЭ.

Экстравертные типы - ЭИЭ и ИЭЭ, в силу своей большей уверенности во внешнем мире и возможности влиять на других, принимают на себя роль ведущих в таких структурах, а интровертные - ведомых. Разумеется, ЭИЭ в силу своей рациональной последовательности, гораздо чаще и успешнее берет на себя роль ведущего, чем ИЭЭ. Кроме того, поскольку от ведущего требуется умение вызвать у слушателей сильную эмоциональную реакцию, т.е работать с экспрессивными  чувствами, на первый план выходит та функция, которую в соционической системе обозначений принято называть этикой эмоций (Е). А за работу с образами (идеями, символами) отвечает интуиция времени (Т), хотя это название односторонне и не отражает всего комплекса образного восприятия мира.

По этой причине часто так же глубоко и последовательно верующий тип ЭИИ, в силу своей неуверенности в себе и безэмоциональности, не имеет необходимой харизмы для влияния на большую группу людей. Поэтому религиозным лидером становится, как правило, тип ЭИЭ. Имеющийся у него сильный акцент на указанных психологических функциях наделяет его носителя выраженными харизматическими качествами, многократно усиливающими способность таких людей влиять на окружение, эмоционально его заряжать, программировать, внушать нужные модели поведения - как конструктивного, так и деструктивного характера. А реализационная функция интуиции времени позволяет этому типу личности наиболее успешно творить любые временные процессы и моделировать различные исторические события, в том числе и культовые.

В связи с доминирующим влиянием данного типа личности на конкретных людей и их массы, необходимо отметить, что харизма у представителей этого типа все же неодинакова и зависит от вариативности этого типа, в частности - от силы соответствующих акцентов на данных функциях. Она также связана с наличием у такого харизматического лидера комплекса сознательных (сформированных) и бессознательных (инстинктивных) установок, как созидательных, так и разрушительных. Сознательные установки возникли в процессе социализации личности под влиянием различных социальных импринтов (семейных, дружеских, учебных, профессиональных, национальных, этнических и т.д.). Бессознательные являются продуктом генетических (наследственных) и психофизических факторов (темперамента, акцентуации, психоформы типы).

Если анализировать именно деструктивные секты и культы, то их деструктивность является результатом манипулирования лидера такой группы сознанием ее членов. Такая деструктивность в одних случаях может проявляться в виде негативных эмоций агрессии, нетерпимости в отношении отступников, иноверцев, представителей других социальных групп и личностей, власти и т.д. В других - в виде культивирования виктимных (жертвенных, мазохистических) тенденций, направленных на реализацию идеи жертвоприношения или самоистребления путем массового отравления или самосожжения.

Примерами подобных деструктивных сект и культов являются <Аум Сенрике> (Япония), секта Муна (США), Белое Братство (Украина).

Мы считаем, что в соционике нет хороших или плохих типов. Тип личности - это только инструмент для ее более успешной самореализации в той или иной области, а какой она будет - это зависит от самого человека - его генетической базы, воспитания, окружения, случайных влияний и ситуаций. Например, и Гитлер, и Л.Н.Толстой принадлежали к типу ЭИЭ. Тот и другой успешно влиял на людей, но один призывал их к добру, а другой сеял зло.

Поэтому не стоит развивать соционический шовинизм, навешивая на типы какие-либо негативные ярлыки лишь потому, что какой-то представитель этого типа был как-то печально известен. Так же не стоит навешивать негативные ярлыки на все существующие культы и секты. В каждом случае необходим индивидуальный анализ конкретной организации.

Наш соционический анализ типов личности, лидирующих в любых общественных  движениях подобного рода, показал, что это, в основном типы ЭИЭ (Наставники). Именно у этого типа личности имеется самая сильная харизма и наиболее подходящие сочетания психологических признаков для эффективного идеологического воздействия на массы.

Любой тип личности не бывает ни хорошим ни плохим, поскольку является лишь каркасом личности - направленностью ее способностей в той или иной области деятельности, не носящей какой-либо негативный характер. Только от конкретных людей зависит, использовать ли свой типологический инструментарий  в мирных целях, или в каких-либо других.

Я считаю, что деструктивные молодежные организации и движения - это, прежде всего результат неумения государства своевременно раскрыть творческий потенциал каждого подростка и сориентировать его в оптимальную сферу деятельности. Это - глобальная проблема педагогики и психологии. Вторая причина этого явления - отсутствие должного медико-психологического обследования детей, с целью раннего выявления у них психопатологии и ее коррекции. Третья причина - отсутствие в школах различных кружков по интересам и способностям для развития детей, оптимизации их досуга и подготовки к будущей эффективной самореализации. Четвертая причина - отсутствие различных клубов по интересам для молодежи и людей разных возрастных групп и разного материального достатка.

В результате такого  равнодушия со стороны государства к духовным потребностям людей и к их потребности в самореализации, возникает с их стороны своеобразный протест против государства, имеющий психологический перенос на любые его сферы, пользующиеся авторитетом и влиянием, в том числе на религиозные и др. структуры.

В контексте соционической типологии личности, применительно к деструктивным молодежным организациям и движениям, можно отметить, что в них лидируют и участвуют больше всего, конечно, самые социально активные типы - ЭИЭ, которые в силу своих энергоинформационных механизмов являются основными двигателями культурного прогресса, а также типы ИЛЭ и СЭЭ, связанные с ними отношениями социального заказа, и квадральные активаторы типов ЭИЭ - типы СЛЭ.

Конечно, больше склонны к такому асоциальному поведению эти типы в основном тогда, если у них имеется большой нереализованный творческий потенциал, или же они не нашли место в жизни из-за выраженной психопатологии и поэтому выбрали такой способ применения своих садистических наклонностей. А также в случае акцентуации у данных типов функций волевой сенсорики, а также этики эмоций - самых энергоемких функций.

Могут участвовать в этом движении и другие типы с относительно акцентированными у них функциями волевой сенсорики (экспансии) и этики эмоций, которая находит свое самовыражение в таком харизматическом влиянии на других или в испытании эмоционального экстаза от такого группового действа. Решение этой проблемы возможно только на государственном уровне.

Автор - Анатолий Овчаров


Новые статьи:
Старые статьи: