Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Дон Кихот (Рейнин)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Есенин (Рейнин)

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

иррациональный (циклотим), уступчивый, беспечный, индивидуалист.

Индивидуальные признаки:

экстраверт, статик, квестим, позитивист, интуитивный, логик, тактик, конструктивный.

Описание по функциям:

I
Хорошо

(уровень организации личности)

 
Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Мир должен всегда быть гармоничным и целостным — таков принцип существования человека этого типа. По первой функции обычно допустим очень большой разброс вариантов, но все равно при этом у Дон Кихота остается внутреннее ощущение, что в мире царят порядок и гармония. И, несмотря на то, что порядок и гармония могут быть самыми разными, они всегда существуют. У людей этого типа часто возникает иллюзия "всегда все будет так, как есть. Я никогда не умру и не заболею. Со мной никогда ничего не случится".

С первой функцией связана одна из возможных причин агрессии Дон Кихота. Человек этого типа не планирует время, как, например, Штирлиц, но очень хорошо чувствует, когда закончится один период, начнется другой, потом третий и т. д. Дон Кихот, как правило, выстраивает все свои действия в соответствии с этим чувством. Вот, например, он убегает на ­работу. Он отчаянно опаздывает, но знает, где и как сократить путь, чтобы в итоге прийти вовремя. Он знает, что придет позже на пять минут, но и начальник задержится на пять минут. Короче, он успеет! В этот момент жена ­(Драйзер) говорит ему: "Слушай, ты все равно опаздываешь, вынеси ведро (сходи за хлебом)". Это может вызвать агрессию, причем совершенно не­понятную для Драйзера. А замечание "Почему вы опоздали?" агрессии не вызовет. Ну да, опоздал, но у меня же были объективные причины. Это нормально. Не нормально, когда кто-то пытается разрушить целостность внешней ситуации.

-I
Плохо

(минус-ценности)

 
Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

Игнорирование целостности внутренней ситуации — это неумение погружаться в себя. Необходимость погрузиться в себя глубоко, произвести интроспекцию, рассмотреть какие-то механизмы — непонятная, сложная работа для Дон Кихота. Как это - проанализировать свою внутреннюю ситуацию? Для Гамлета, например, это творческое место, но у Дон Кихота оно в зоне игнорирования. Он про это ничего не знает.

Здесь могут возникать проблемы. Дон Кихоту говорят: "Ты загляни в себя, посмотри внутрь, что там у тебя?" Для него этот ход неизвестен. Он не понимает, чего от него хотят, потому что как раз это место его информационная структура игнорирует. Внешние отношения — это да. Проблемы других людей — пожалуйста. А вот что внутри — вообще непонятно.

II
Надо

(уровень функционирования)

 
Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Человек выдает как продукцию, как самореализацию свое собственное понимание. У Дон Кихота это выглядит так: что угодно можно объяснить, причем множеством способов. Легкость, с которой Дон Кихот может все объяснить, просто поражает представителей других типов. Например, Штирлиц удивляется и раздражается: "Что вы мне объясняете?! Я должен знать, как на самом деле. У вас есть данные эксперимента, методика? А какое у вас образование?" Для Дон Кихота важно, чтобы было интересно, он сам может и методику создать, если понадобится. И сам же будет разбираться в своей объяснительной теории. Представители этого типа ИМ часто работают и достигают успехов в областях, не соответствующих их специальности и образованию. У них, как правило, сильно развит исследовательский рефлекс. Сфера риска — интеллект. Новый метод, новый взгляд, решение задач, которых никто пока не решил, привлечение идей и понятий из других областей. Продукт — объяснение внешних отношений, т. е. "вторая функция про третью".

Любой человек может изменить свое описание мира, но психологическая цена этого действия для Дон Кихота будет гораздо меньше, чем, например, для Робеспьера, Максима или Штирлица, у которых это место совсем не творческое. У Дон Кихота здесь консерватизма нет, ему нужно, чтобы были вещи, которые еще не объяснены; задачи, которые еще не решены; проблемы, которые еще никем не поняты и, может быть, даже не сформулированы. Почему среди Дон Кихотов так много ученых? Потому что именно в науке этот тип реализуется как функциональная система. Многие Дон Кихоты в этом плане выглядят несколько параноидальными: у человека есть какие-то идеи и он только ими и живет, тратя на это все свое время в ущерб семье и здоровью.

Кстати, забегая немножко вперед, можно обратиться и к третьей функции Дон Кихота. В данном случае мы имеем плюс по третьей функции. Когда человек получает общественное признание — это постоянная прибавка энергии. "Когда мои собственные интересы совпадают с общественными интересами, внешние отношения направлены как раз на меня, я нужен обществу, востребован". Есть два типа — Дон Кихот и Жуков, у которых особенно выражено совпадение общественных интересов и интересов личности.

-II
Не надо

(стереотипы поведения)

 
Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

"Мне лично этот порядок не особенно нужен, но, поскольку я здесь живу, то, естественно, ему подчиняюсь". Логика внешнего мира, законы, непреложные обстоятельства — короче все, что не нуждается в интерпретациях, оказывается в зоне нормативов. Правила уличного движения, уголовный кодекс, другие социальные конвенции являются для Дон Кихота само собой разумеющимися нормами. Эта область не творческая. Например, жена говорит, что в квартире пора сделать ремонт. Ему это не нужно, но приходится мириться. "Вот, затеяли ремонт, можно было еще год пожить и так, по­чему обязательно сейчас? Почему вместо того, чтобы делать то, что я пред­полагал, я должен делать ремонт?" Конечно, неприятно. Это разрушает це­лостность моей ситуации. Я собирался заняться гораздо более важными вещами — объяснением внешних отношений. Для Дон Кихота очень сложно, например, ходить на работу каждый день, подчиняясь внешнему заданному распорядку. Ему постоянно требуются какие-то сверхусилия для выполнения социальных нормативов, особенно в ситуациях, где он не находит в этом смысла. Он, однако, прекрасно понимает, что если не выполнены обязательные упражнения, до произвольных его просто не допустят. Так что приходится тратить время на оформление диссертации и тому подобные вещи, хотя у него на это совсем нет энергии. Дон Кихот — один из наименее приспособленных к социальной конкуренции типов.

III
Проблемы

(место наименьшего сопротивления)

 
Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Самооценка Дон Кихота завязана на отношениях людей к нему и между собой. Может быть, именно поэтому А. Аугустинавичюте, Дон Кихот по типу ИМ, создала науку об интертипных отношениях, в которой имеется хорошо разработанный инструмент для анализа межличностных отношений.

Как посмотрели, как сказали, не обидел ли я кого-нибудь, как я могу отказать? Подобного рода вопросы постоянно тревожат Дон Кихота. Именно поэтому он плохой руководитель. На этом месте его третья функция постоянно страдает. Психологическая цена такой работы зачастую оказывается для Дон Кихота чрезмерно высокой. Как правило, он не стремится к руководству, воспринимая руководящую должность как обузу, в отличие, скажем, от Наполеона, для которого это чуть ли не идеальная реализация.

Принцип самооценки Дон Кихота: "Если меня любят, ценят, значит, я хороший человек". При этом, как мы уже говорили, возникает прибавка энергии иногда вплоть до эйфории. Но вот что-то произошло, и отношения испортились — настроение падает, энергии нет, все плохо, жизнь не мила. Если такая ситуация длится какое-то время, то отрицательная самооценка приводит к уходу в болезнь по типу невроза. В основе данного невроза лежит механизм подсознательного самооправдания: "Вообще-то я хороший, просто болею". Это своеобразный способ увернуться от оценки своей референтной группы. Защищая свою третью функцию, Дон Кихот, как правило, старается выяснить, объясниться ("Вы меня не так поняли") и наладить отношения. По своей воле партнера не меняет. Старается не выделяться среди людей своей социальной группы, своей воли не навязывает.

Бывает, однако, вариант защиты "в минус": "Я очень плохой, даже хуже, чем вы думаете, со мной вообще невозможно вступить в контакт". Эдакий образ юродивого специалиста. Принимайте меня таким, какой я есть. В любом случае ситуация упрощается.

-III
Решения

(защита самооценки)

 
Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Дон Кихоту свойственно влюбляться в людей. Он склонен идеализировать человека, восхищаясь какими-то его качествами или способностями, которыми сам не обладает. Однако если третью функцию защитить не удается и проблема в сфере отношений все-таки возникает, тогда Дон Кихот с крайней неохотой начинает разбираться со своим отношением к человеку. Всякие изменения в этой области тем более болезненны, чем ближе данный человек находится в пространстве отношений. Часто бывает, что Дон Кихот прощает людям в такой ситуации, в которой человек другого типа давно разорвал бы отношения. Особенно это справедливо в отношении близких друзей.

IV
Хочу

(суггестивная)

 
Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

Хорошее место там, где у меня есть хорошие ощущения, где я хорошо себя чувствую. Суггестия по субъектной сенсорике — это использование мнительности Дон Кихота по поводу функционирования своего организма. Ему что-то сказали про здоровье, он начинает об этом думать и обнаруживает неполадки, которые раньше почему-то не видел. Таких людей при правильном подходе проще всего лечить, так как они в этом месте полагаются на внешние авторитеты. Четвертая функция — это то, что знают другие. А у Дон Кихота здесь оказалось здоровье. Точно так же, как человек может придумать себе болезнь, ему можно придумать ход, через который эту болезнь легко убрать, опираясь на его же ощущения, что и проделывают экстрасенсы, разного рода суггестологи и гипнотизеры. Успех воздействия здесь в основном зависит от правильного попадания в систему верований клиента.

-IV
Боюсь

(мнительность)

 
Объектная сенсорика

Это форма, действие, движение, поступок, внеш­ность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж.

В зоне страхов у Дон Кихота действие, поступок, законченная форма. Человеку этого типа трудно завершить работу. Многие начатые дела так и остаются незаконченными. Только в ситуации жестко поставленных сроков и условий от Дон Кихота можно получить какой-то оформленный результат. Зная за собой это качество, Дон Кихот зачастую специально создает ситуацию, в которой он будет вынужден закончить начатое. Для того чтобы поставить точку, обычно нужен мощный внешний импульс.

Нет пределов совершенству! Обратимся к примеру. В заводском конструкторском бюро разрабатывают машину. Задание дали двум группам: в одной группе начальник Дон Кихот, в другой — Джек Лондон. В группе Дон Кихота замечательный проект, и они все время вводят новшества, все время что-то улучшают. Их машина уже может делать гораздо больше, чем пла­нировалось, но они все придумывают и придумывают. Сроки подходят, финансирование заканчивается, и в итоге все повисает нереализованным. ­Знакомая картина? Конечно, знакомая. Такое качество людей этого типа обязательно надо учитывать в работе, иначе вы от них никогда не получите го­тового результата, все будет на уровне хороших идей, добрых отношений и интересной творческой работы.

И вторая группа. Начальник Джек Лондон: "Мы с вами работаем, месяц я принимаю улучшения в проекте. Месяц заканчивается, и мы начинаем делать рабочие чертежи. По принципу: лучшее — враг хорошего. У нас есть хороший проект, что-то лучшее уже будет врагом, потому что мы уже не сможем сделать реальный объект". И они укладываются в срок, хотя по своим тактико-техническим данным их машина гораздо хуже, чем предполагает сделать группа Дон Кихота. Но у Джека Лондона она уже готова, стоит в макете.

Дон Кихоту трудно поставить точку. Книгу, диссертацию он переписывает несколько раз, ремонт в доме длится годами, а идеального порядка невозможно добиться никакими усилиями. Иногда он производит впечатление человека крайне нерешительного в самых простых ситуациях. Например, ему очень сложно самому купить себе что-то из одежды.

В неожиданной экстремальной ситуации, наоборот, принимает на себя лидерство, действуя решительно и хладнокровно. Это его качество, я полагаю, связано, во-первых, с его первой сильной функцией — I , которая порождает эффект замедления времени, а во-вторых, с мощной прибавкой энергии по третьей функции.

Автор - Григорий Рейнин


Новые статьи: