Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Адонис

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Адонис Адонис (’Άδωνις, финик. dn «адон», «господь», «владыка»), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы.

Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300—524, 708—739) и Антонина Либерала (XXIV). А. — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры).

Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid. Met. X 300—478).

Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты — А. (X 479—524). Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А.

Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod.

III 14, 4; Ovid. Met. X 708—716). По другой версии (Ptol. Hephaest.

I, p. 183, 12 Westerm.), А. — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финикийском варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72).

Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717—739).

Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr.

6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу, а второй — радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А.

Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В V в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus.

II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib.

18; Nic. 13). Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др.

Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, так называемые «садики А.» — символ мимолётности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr.

V 96—144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату.

В мифе и культе А. явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Литература :
Frazer J. G., Adonis, Attis, Osiris, L.—N. Y., 1906;
Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Götter, Lpz., 1923;
Reiner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt.—В., 1938;
Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonis-mysteries, Brux., 1954.А. А. Тахо-Годи.Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в XVI—XVII вв. (пьесы «Адонис и Венера» Лопе де Вега; «Адонис» И. Гундулича и др.).

Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и Адонис» У. Шекспира; «Адонис» Дж. Марино; «Адонис» Ж. Лафонтена и др.).А. — один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию).

С начала XVI в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис», «Гибель Адониса», «Венера оплакивает Адониса». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В XVIII—XIX вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» А. Кановы; «Адонис» Б. Торвальдсена; «Умирающий Адонис» О. Родена и др.).В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лёг в основу либретто многих опер XVII—XVIII вв. (наиболее значительны — «Цепь Адониса» Д. Маццокки; «Адонис» К. Монтеверди; «Адонис» Р. Камбера; «Адонис на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый Адонис» Р. Кайзера и др.).