Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЧУПРИКОВА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЧУПРИКОВА Наталия Ивановна (р. 1928) — российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время — ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. "Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека", а в 1969 г. — докт.: "

;Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека". В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга ("Познавательная активность в системе процессов памяти", М., 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации — от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека.

Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга ("Психика и сознание как функция мозга", М., 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: "Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека", М., 1967; "Умственное развитие и обучение", М., 1995; "Психология умственного развития: принцип дифференциации", М., 1997.

В.А. Кольцова