Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Эдзены

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Эдзены

эдзены («хозяева»), эдзеты, эжены (бурят.); эзны (калм.), ханы, хаты («государи»), нойоны (ед. ч. нойон, «господин»), сабдаки, шибдаки, дебджиты (от тибет. sa-bdag, gži-bdag, «владыка земли, местности», bde-byed, «благоподатель»), в мифологии монгольских народов духи — хозяева определённой местности, ландшафтных объектов, жилищ, инвентаря; покровители различных видов деятельности человека (сравни тюрк. эе). В «Сокровенном сказании» (XIII в.) повествуется об Э. — владыках земли и воды (Гадзар усуно эдзет хат); сравни йер-су в мифологии киргизов, алтайцев.

В монгольских шаманских призываниях перечисляются Э. отдельных скал, рек, болот; упоминаются «восемь родов» Э., 24 Э., 49 Э., а наряду с ними — «Государь земля-вода» (хан Гадзар усун), являющийся либо обобщённым образом ландшафтных духов, либо их главой. Ряд локальных Э. чтутся как общемонгольские (например, дух-хозяин Хангая, Э. ойратской земли, а хребта Танну — Э. Монголии), приближающиеся к категории земных божеств.Некоторые Э. не персонифицированы; однако согласно народным поверьям, иногда появляется Э. в облике белого человека в белых одеждах на белом коне; глава Э., Цаган Эбуген — седобородый старец.

В бурятской мифологии, например, Орболи Саган-нойон, один из лесных Э. — старик огромного роста, ездит на лосе (по другим представлениям, Э. людям вообще не показываются).Э. богаты, их молят об увеличении благосостояния, Э. властвуют над растениями и животными, выступая как охотничьи (и отчасти скотоводческие) божества (у бурят владельцем лосиных и оленьих стад считается Орболи Саган-нойон). Э. вод и их властелин (бурят.

Уха Лосон, Уха Лусан, калм. Усун хадын эзэн) — хозяева рыб и духи речного промысла. По монгольскому поверью, восемь дебджитов, возглавляемых Нансаруном, ведают дождём, снегом, градом, ветром и грозой, следуя воле Хормусты.

Как духи среднего мира, соприкасающиеся с людьми, Э. могут выступать посредниками между ними и тенгри. В бурятской мифологии ханы, хаты, нойоны осмысливаются как дети и внуки тенгри, спустившиеся с неба.Чаще представление о возникновении Э. связано с культом предков.

По монгольским поверьям, Э. становятся души именитых людей, шаманов и колдунов. С культом предков у бурят связаны прозвища Э.: бабай, «батюшка». У бурят Э. подразделяются на добрых и злых.

Благожелательны к людям западные ханы, или хаты (вариант: 90 хатов) — Э. Саянских, Тункинских гор и др. местностей Прибайкалья. Им противостоят злые «холодные» восточные ханы — Э. восточных гор, ездящие на чёрных повозках, запряжённых вороными конями. Злых Э. возглавляет Эрлен-хан (см. Эрлик).