Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ГИБСОН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГИБСОН (Gibson) Джеймс Джером (1904—1979) — американский психолог, специалист в области экспериментальной и когнитивной психологии. Окончил Принстонский ун-т (бакалавр, 1925), защитил там же докторскую дис. (1928), посвященную запоминанию форм и роли научения. Получив назначение в Колледж Смит (1928), встретил там Курта Коффку, чья книга "Принципы гештальтпсихологии" оказала сильное влияние на образ его мыслей и работу. Во время Второй мировой войны Г. возглавил отдел психологических исследований в Авиационной психологической программе ВВС США.

Занимался новыми тестами отбора пилотов, предложив использовать движущиеся картинки. После войны вернулся в Колледж Смит, но затем перешел в Корнелльский ун-т, где и оставался до конца своей научной деятельности. Самым близким и наиболее влиятельным сотрудником Г. была его жена, Элеанора Джек Гибсон, которая дополнила его теорию восприятия своей теорией развития. В 1950 г. Г. опубликовал книгу "

;Perception of the Visual World", в которой представил "фоновую теорию" (ground theory) восприятия глубины пространства. Впоследствии эта теория перестала его удовлетворять, и он начал задумываться над тем, что теории восприятия, основанные на анализе света, формулируются на неподходящем уровне. Понадобилось новое научное направление, которое он назвал "экологической оптикой".

Экологическая оптика занимается исследованием оптической информации на уровне самого зрения. Результаты его исследований, опубликованные в книге "The Senses Considered as Perceptual System" (1966), в отличие от теорий опосредованного восприятия (Г. Гельмгольц и гештальтисты) были названы теорией прямой перцепции.

Эта теория, несмотря на последующую критику и некоторые ограничения, была явным рывком вперед в психологии восприятия. Во-первых, она указывала на роль окружающей среды при исследованиях восприятия и дала толчок к развитию нового направления, использующего экологически достоверные, а не созданные в лабораториях, раздражители. Во-вторых, концепция "экологической оптики" Г. породила интерес к восприятию у других видов и, т. о., затронула общие вопросы перцептивных процессов. В русском переводе издана книга Г.: "Экологический подход и зрительное восприятие", М., 1988.

Л.А. Карпенко