Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ХЕЛЛИНГЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ХЕЛЛИНГЕР (Hellinger) Антуан Берт (р. 1925 г.) — немецкий психолог, психотерапевт, педагог, философ. Автор метода системно-семейной групповой терапии. После начальной школы (г. Кельн) поступает в интернат миссионерской конгрегации Марианнхилл в г. Лоор-на-Майне, чтобы стать священником и миссионером. Там он учится в городской гимназии.

После ее закрытия национал-социалистами учится в гимназии г. Касселя. В 17 лет (1942) был призван властями на службу в строительные батальоны вермахта. Переживает вторжение во Францию, в конце 1944 г. попадает в американский плен и работает в лагере для военнопленных в Бельгии. Через год ему удается побег из лагеря. В 1946 г. завершает обучение на отделении теологии ун-та

Вюрцбурга, принимает послушничество и полгода работает в должности капеллана до того времени, как появилась возможность выехать в Южную Африку в церковный приход Марианнхилл. В ун-те Южной Африки изучает английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода (1947—1948). Через несколько лет назначается руководителем всеми школами прихода. В этой должности Х. обязан заниматься повышением квалификации подчиненных и на практике сталкивается с тем, что на занятиях представители различных рас и вероисповеданий, находившиеся в одной экуменической группе, демонстрировали взаимное неприятие, столкновения и конфликты. Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направила в Марианнхилл преподавателей-психологов, специалистов по групповой динамике. На этих занятиях Х. впервые познакомился с методами групповой психотерапии и, освоив их, вел свои семинары. В 1969 г. его как руководителя пасторского семинара миссии в

Марианнхилл отозвали в Вюрцбург, где он проводил подобные психотерапевтические группы. Однако вскоре Х. замечает недостаточность своего образования в области психотерапии и начинает изучать психоанализ (проходя собственный анализ), а затем принимает решение выйти из ордена. Далее Х. продолжил образование в Венском "рабочем сообществе по глубинной психологии" у Р. Шиндлера и И. Шакеда, которое впоследствии выступило прообразом профессионального объединения психотерапевтов Австрии.

В 1972 г. Х. знакомится с только что вышедшей книгой Дж.

Янова "Первичный крик", которая произвела на него столь сильное впечатление, что он использовал идеи Янова при подготовке выпускной работы по психоанализу, за что и поплатился. Его не аттестовали, посчитав что его работа не соответствует канонам классического психоанализа. С 1971 г. Х. разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии.

Это и анализ жизненных сценариев (трансактный анализ), и метод недирективной гипнотерапии Милтона Эриксона, и участие в группах семейной психотерапии, и знакомство с методом расстановки семьи, благодаря Теа Шенфельдер (Thea Schönfelder), и практика НЛП, которую он закреплял благодаря Гундлю Кутчера (Gundl Kutschera) и др. Так постепенно кристаллизовался его собственный метод работы — семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставший основой семейно-системной терапии. Х. характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Важнейшим его открытием при этом является факт влияния на судьбу человека любви, скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии Х. видит в нахождении того пункта, где сосредоточена любовь, — тогда мы оказываемся у "корней" и находим путь к решению проблемы человека. Терапевтическая работа Х. основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества.

В последние годы терапия Х. все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. Х. осмысливает действующие основания своей работы и формулирует свое понимание в докладах "

;Вина и невиновность в отношениях" ("Schuld und Unschuld in Beziehungen"), "Пределы совести" ("Die Grenzen des Gewissens") и др. С 1994 г. он демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывают одновременно до тысячи человек.

После появления в печати книги Г. Вебера: "Zweierlei Glück. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992 (в рус. пер.: "Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера", 2000), Х. начинает сам представлять свой опыт и размышления о нем в книгах (опубликовано более 30 книг, которые переведены на многие языки), а также в видеофильмах и CD. В рус. пер. издана книга Х.: "Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий", М., 2001. Он также автор книг: "Anerkennen was ist", 1996 ("Признать, что есть". Беседы о семейных системных сплетениях и их решениях.); "Haltet mich, dass ich am Leben bleibe.

Lösungen für Adoptierte", 1998 ("Держите меня, чтобы я мог остаться жить. Решения для приемных детей"); "In der Seele an die Liebe rühren. Familien-Stellen mit Eltern und Pflegeeltern von behinderten Kindern", 1998 ("Прикоснуться к любви в душе. Семейная расстановка с родителями и приемными родителями детей-инвалидов"); "Wie Liebe gelingt", 1999 (Как удается любовь. Терапия пар.); "Entlassen werden wir vollendet", 2001 ("Освободившись, мы становимся совершенными") — переводится на рус. яз.

А.В. Локтионова