Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КАПТЕРЕВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849—1922) — русский психолог и педагог. Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем — на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Мариинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества.

Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков "Энциклопедии семейного воспитания и обучения". В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка ("Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц", 1876, 1914; "Дидактические очерки", 1885; "Педагогический процесс", 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном уровне. Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек — существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 9/10 личность состоит из общественных элементов, и только 1/10 составляет в ней "личное" начало).

Психическая жизнь человека рассматривается как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности.

В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления; знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания. К. раскрыл процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания.

Социальную ценность и значимость личности он связывает с направленностью "чувства силы", скромность — с адекватной самооценкой, застенчивость — с состоянием тревожности в ситуации ожидания оценки. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения, позывы, стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. Человеческое сознание оценивалось как творческое начало, "самобытно созидающееся".

В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям "мотив" и "цель". Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулируемая система. К источникам деятельности относились как "естественно-органические" так и "социально-культурные" запросы и потребности. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливает ее как процесс социализации личности. Труды К. изданы в "Избр. педагогических соч.", М., 1982.

В.В. Большакова