Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КЕЛЛИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ТЕХНИКА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Келли репертуарных решеток техника (Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Дж. Келли в 1955 г.

Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру. Согласно Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения..." (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов" (Ф.

Франселла, Д. Баннистер, 1987). Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую проведение различных процедур латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Несмотря на внешнее сходство некоторых процедур, общую направленность на выявление "личностных смыслов" и принадлежность к методам экспериментальной психосемантики, К. р. р. т. радикально отличается от метода семантического дифференциала.

В отличие от семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается "диапазоном применимости". Принцип "диапазона применимости" является вторым (вместе с принципом биполярности) фундаментальным принципом К. р. р. т., подчеркивающим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов (элементов). Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом ставится целью не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности).

Л.Ф. Бурлачук