Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Кришану

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Кришану Кришану (древнеинд. Krśānu-, от krśá-, «худой», «измождённый»; более точный анализ затруднителен), в ведийской мифологии лучник, видимо, враждебный богам. Единственный миф, в котором участвует К., известен в очень неполной версии (РВ IV 27; Айт.-бр.

III 25), хотя, несомненно, он входил в состав древнего ядра индоиранских мифов о соме-хаоме. Некогда растение сома росло на небе.

Орёл, несмотря на сто железных крепостей, которые его стерегли, взлетел на небо, вырвал стебель сомы и, обгоняя ветры и умножая свою силу, полетел обратно. Когда орёл ринулся с неба вниз, «быстрый мыслью» стрелок К. спустил тетиву лука, но стрела поразила у орла только одно маховое перо.

Орёл благополучно доставил Индре растение, из которого приготовили напиток бессмертия. Брахманы излагают этот сюжет с рядом подробностей.

В частности, из поражённого К. орлиного пера (или когтя) выросло на земле дерево парна (палаша) или шальяка, приобретшее особую сакральность в связи с ритуалом, в котором оно играло важную роль. К. призывают вместе с Рудрой и другими стрелками; ему помогают Ашвины; иногда К. относят к гандхарвам (Тайтт.-Араньяка I 9, 3).

Имя К. неотделимо от авест. Kòròsāaniš, имени вождя, связанного с хаомой. Сюжетно ближайшую параллель, отражающую общий индоиранский миф, составляет авестийская история стрелка Керсаспы.

Сам миф о К. принадлежит к числу типологически распространённых схем в разных мифологических и фольклорных традициях.

Литература :
Christensen A., Les Kayanides, Kbh., 1931;его же, Essai sur la demonologie iranienne, Kbh., 1941;Nyberg H. S., La légende de Kòròsāspa, в сборнике: Oriental studies in Honour of Cursetji Erachji Pavry, Oxf., 1933.