Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Лианжа

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Лианжа Лианжа, Лианья, Иньянья, у бантуязычных народов группы монгонкундо, населяющих зону тропического леса в излучине реки Конго (Заир), центральный персонаж эпического цикла «Нсонго и Лианжа».

Происхождение Л., согласно некоторым вариантам, связывается с божеством Мбомбианда: Л. — сын Мбонгу, внука Мбомбианда, и Мбомбе, которую Мбомбианда создал для Мбонгу; впоследствии Мбомбианда отослал их на землю. Его мать Мбомбе произвела на свет сначала насекомых, птиц, затем появились люди — балумбе, бафото, мболе, нкундо, элинга и другие и после всех — Л. и его сестра Нсонго.

Подобно культурному герою, Л. добывает солнце. Отзвуки этого мотива обнаруживаются и в других эпизодах: Л. ловит солнце в ловушку, продлевая таким образом день; Л. закрывает солнце паутиной и дымом от рыбаков элинга, и они оказываются в темноте, в то время как для Л. солнце продолжает светить.

Л. расселяет людей на новых землях, определив занятие для каждого из племён: элинга стали рыбаками, нкундо — охотниками, экота — земледельцами. Л. строит для людей хижины, устраивает поля.

Затем Л. покидает землю, поднявшись по пальме в небо, и берёт с собой свою мать Мбомбе, брата Энтонто и сестру Нсонго. С Л. связывают происхождение белых.Для Л. как эпического героя характерно чудесное рождение: Л. говорит еще во чреве матери и сам выбирает способ рождения — он выходит из большой берцовой кости матери, с оружием, украшениями и амулетами своего отца, сразу же собирает войско, чтобы отомстить за его смерть; он обладает сверхъестественными способностями (умеет превращаться или «входить» — в мальчика, горящее полено, кобру, антилопу, плод; Л. забрасывает копьё так далеко в небо, что оно возвращается только на третий день) и магическим знанием (при помощи заклинаний переправляется через реку, затачивает топоры, от его заклятий сами собой валятся деревья, строятся хижины, зеленеют поля).

Он владеет магическим колокольчиком, ножом и т. п. Ему помогают духи предков. Л. мстит за смерть отца, побеждает огромного змея Индомбе, людоедов.

Литература :
Цикл сказок об Иянья, в сб.: Как храбрый Мокеле добыл для людей солнце.

Сказки с реки Конго, М., 1973;
Ольдерогге Д. А., Об изучении эпоса народов Африки, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 9, Л., 1972, с. 10—12;
Boelaert E., Nsong’a Lianja. L’époрéе nationale des Nkundo, Anvers, 1949;
De Rоp A., Lianja. L’épopée des Móngo, Brux., 1964;
его же, Versions et fragments de l’épopée Mongo, 1 (Textes A), Brux., 1978.