Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

МАКЛЮЭН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

МАКЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911-1980) - канадский социолог, философ. В 1928-1935 учился в Университете Манитобы, получил диплом инженера. В 1939 окончил магистратуру при Кембридже, в 1942 там же защитил докторскую диссертацию по филологии.

В 1942-1946 преподавал в различных университетах США. С 1946 по 1977 преподавал в Университете Торонто. В 1953 совместно с антропологом Э. Карпентером при содействии Фонда Генри Форда основал журнал "Explorationism".

В 1963 основал "Центр культуры и технологии" при Университете Торонто, где исследовал влияние СМИ и информационных технологий на общество. Основные сочинения: "Механическая невеста" (1951); "Галактика Гуттенберга" (1962); "Постижение средств массовой информации" (1964); "Война и мир в глобальной деревне" (1968) и др.

Будучи сторонником технологического детерминизма (см.), М. в качестве движущей силы социально-эконо-мического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации (см.). В соответствии с этим в истории человечества М. выделяется четыре эпохи: 1) эпоха "племенного человека", 2) эпоха письменности, 3) "галактика Гуттенберга", 4) "галактика Маркони". В эпоху "племенного человека" общество строилось на основе вербальной коммуникации, следствием чего было единство человека и общества. Пришедшая на смену эпоха письменности разрушила целостность первобытного социума, сместив центр восприятия от слуха к зрению и сформировав дискретное сознание, обособляющее себя от окружения, т.е. de facto породила персонифицированную личность.

Изобретение книгопечатания положило начало "галактике Гуттенберга", сделав возможным индивидуальное познание объективной реальности, освобожденное от воздействия коллективного сознания; этим была инициирована фрагментация общества. Наконец, с изобретением в 1884 телеграфа возникла "галактика Маркони", или эпоха электронной коммуникации, характеризующаяся децентрализацией процессов коммуникации, многократным ускорением реакций и всеобщей включенностью в информационное поле. Пространственные характеристики теряют значимость, и весь мир превращается в "глобальную деревню" (см. Всемирная деревня).

Окружающие современного человека средства передачи информации М. делил на "горячие", вовлекающие в процесс восприятия только одно из чувств, но при этом перенасыщенные информацией (радио, пресса), и "холодные", компенсирующие "информационный голод" вовлечением зрителя в процесс сопереживания, сочувствования.

Для М. был характерен своеобразный стиль философствования, ориентированный в первую очередь не на профессиональное сообщество, но на массового читателя. Его работы полны афоризмов, идиоматических выражений, они ближе к рекламным текстам, чем к научным рассуждениям. В силу этого работы М. неоднократно повергались жесткой критике со стороны приверженцев строгих критериев научности знания.

А.Д. Шукаев