Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Аспид

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Аспид

Аспид (Аспида, Аспик) - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно чёрен; отсюда и выражение "аспидно-чёрный цвет". В какие края повадится повадится летать Аспид, те места опустошит. Живёт он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь огнём.
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и Василиска - чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая - трёх родоначальников скифских племён, а значит, отчасти и прапредков славян.
"Раб Божий Фёдор вошёл в жилище змея и там нашёл свою мать, убранную как дева и украшенную золотом и серебром. Двенадцать больших змей обвили её, а перед ней была мерзкая змея аспида" (Житие Фёдора Тирона).
Упоминания об аспидах, "пёстрых змеях", "баснословных змеях-аспиках" встречаем в старинных азбуковниках и заговорах «Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит».
Одно из наиболее подробных описаний Аспиды приведено М. Забылиным: «На мрачном, суровом, лесистом севере, народная фантазия помещала змею Аспиду (...); эта змея, по народному мнению, жила в печерских горах, не садилась на землю и на камень». Заговорить, уничтожить разрушающую всё вокруг себя Аспиду могли, по поверьям, колдуны, "знахари обаянники" (по описаниям они, судя по всему, сходны с заклинателями змей), которые использовали нелюбовь Аспиды к "трубному гласу": "Пришедше же обаянницы, обати ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнёт хоботом... Мечущуюся "от трубного гласа" Аспиду знахари обаянники хватали и держали раскалёнными клещами, пока она не погибала" (Забылин, 1880 год).
Некоторые исследователи, такие как Н. Сумцов, считают что змеи-летавцы и упыри народных поверий - существа, сходные с "книжным Аспидом.
Аспида - одно из названий змей в заговорах.
Аспид - не только змея, но и камень. Его описание приводится в "Книге, глаголемой прохладный вертоград" (XVII век):
1. Аспид есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светлозелёный, чтобы в нём струи червленыя проходили сквозь.
2. Того камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде.
3. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймёт и водоточную болезнь изгонит.
4. Тот же камень помещён женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет.
5. Тот же камень утробу кроваву уймёт и у жён лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подаёт, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою своею исполнен есть (Флоринский, 1880 год).
Нательный крест из камня Аспида оберегал от лихорадки.
Старинное значение слова "Аспид" - "яшма, пёстрый плитняк", - очень отдалённо, но перекликающееся с уральскими поверьями о змеях-"хозяйках" подземных недр, которые таятся среди камней, - приводит и В.И. Даль в 1880 году.
У крестьян Архангельской губернии Аспид - "ехидный", но опять-таки "связуется с представлением о змее".
В славянских мифах также встречается следующее упоминание об Аспиде:
Как-то раз прошёл по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от неё пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюёт, а кого ядом не отравит, того огнём сожжёт.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у Богов. Молчали Боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на чёрном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые Боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать её суглинком и накрыть тяжёлыми камнями. На дне в железном чане разложили костёр, а среди брёвен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую Боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на всё, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздаётся из ямы, заложенной брёвнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскалённые щипцы высунулись - вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые Боги: Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!