Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Пицен

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Пицен пицен, бичен, пичан, печан, пицин, ен, енпери, урман иясе, в мифологии западносибирских татар дух — хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри.

Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). П. живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой.

В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком. Один из рассказов о П. гласит, что однажды охотник в лесу встретил женщину (в облике которой перед ним предстал П.), женился на ней и зажил богато.

Однажды, придя домой раньше положенного, вместо красавицы-жены он увидел страшилище с торчащими изо рта клыками. Из своих распущенных волос она вытаскивала ящериц и поедала их.

Охотник в ужасе закричал, и сразу всё пропало — и жена, и его богатство.В мифологиях других тюркоязычных народов П. соответствуют арсури у чувашей, шурале у казанских татар и башкир. У тобольских и омских татар П. близки волосатые, неприятно пахнущие «лесные люди» йыш-кеше (ср. также агач киши), которые завлекают путников в лес, женят их на себе. По ночам души йыш-кеше выходят наружу через дыру под мышкой (ср. Убыр).

Литература :
Валеев Ф. Т., О религиозных представлениях западносибирских татар, в сборнике: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, Л., 1976, с. 320—29.