Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Поколения

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Поколения

поколения мифологические, способ организации времени, персонажей пантеона и героев сакральной истории. П. делятся на поколения богов, ведущие начало от первого существа (или пары существ), с которыми связан акт творения, поколения людей и промежуточные поколения (чудовищ, карликов, великанов и т. п., хотя великаны могут входить и в поколения богов; так, в греческой мифологии титаны предшествуют богам актуального пантеона).

Иногда устанавливается соответствие между П. богов и П. людей (например, греческий золотой век называют веком Крона). Сама идея П. характерна для развитых пантеонов и отчасти представляет собой способ упорядочения слишком разросшейся мифологической системы, осложнённой вариантами (вплоть до приурочения вариантов одного мифа к разным поколениям богов — в греческой традиции Афродита Урания и Афродита Пандемос отстоят друг от друга на два поколения).

П. богов сменяются в большинстве случаев насильственно. Классическими примерами такого конфликта можно считать греческий и хурритский.

В обоих случаях павшее (старшее) поколение богов производит новое чудовище, чтобы отомстить победителям (Рея рождает Тифона, Кумарби — Улликумме), причём это чудовище в сущности является братом предполагаемых жертв. Сходные мотивы можно найти у хеттов, шумеро-аккадцев, финикийцев.

Интересный пример мифологической разработки темы П. даёт сказание о героическом детстве культурного героя — трикстера Ворона (Иель) у северо-западных индейцев-тлинкитов. Борьба молодого Иеля со старым Вороном с истоков реки Насс трактуется как месть старику, убивавшему (из страха инцеста) своих племянников и наследников.

На глубинном уровне этот сюжет осмысляется как борьба космоса с хаосом (всемирным потопом, насланным стариком), как преодоление смерти и как успешное прохождение инициационных испытаний. Смена П. богов повторяется в мире людей, когда они сменяют великанов или иных чудовищ на земле.

П. людей, как правило, характеризуются деградацией, иногда изменением условий существования. Наиболее известный пример — греческий миф о пяти веках.

Отголосок мифологической темы поколений можно видеть не только в развитых генеалогиях людей — героев мифов (упорядочение отношений между людьми по образцу пантеона), но и в перечнях поколений, с которых начинаются эпические («Шахнаме») или исторические (летописи и хроники) своды. Литература:Песнь об Улликумми, в книге: Луна, упавшая с неба, М., 1977;Рабинович Е. Г., Афродита Урания и Афродита Пандемос, в книге: Античность и Византия, М., 1975;её же, О некоторых проблемах мифологии Крона, в сборнике: Balcano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста, М., 1979;Мелетинский Е. М., Палеоазиатский мифологический эпос, М., 1979.