Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

САМНЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

САМНЕР (Sumner) Уильям Грэм (1840-1910) - американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе".

Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование.

Эволюция, по С., прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же "естественна", как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство, с точки зрения С., выступает как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Идея естественного отбора трактуется С. как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства, по мнению социолога, - не препятствие общественному прогрессу, а его предпосылка и условие.

Тем не менее, приступив на основе социологического анализа большого этнографического материала к изучению нормативных элементов общественной жизни, С. несколько отошел от традиционалистских представлений.

Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, С. считал нравы и "народные обычаи", понимавшиеся им как всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы.

Анализируя механизмы формирования народных обычаев, или стандартизированных нормативов поведения, С. отмечал, что "действие, в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или по крайней мере действующих сходным образом перед лицом одной проблемы".

Абсолютизируя процессы борьбы за существование и их роль в человеческих сообществах, С. трактовал "народные обычаи" как бессознательно складывающиеся способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой. Основополагающими мотивами человеческих действий он считал голод, сексуальную страсть, честолюбие и страх.

Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек С. осуществлял исходя из того, что способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки. В результате этого индивид соответствует собственному общественному окружению как участник деятельности социальной группы, как существо, принимающее ее нормы.

Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные С. понятия "мы-группа" и "они-группа", посредством которых фиксировались социальные отношения и установки. По С., "мы-группа" характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения "мы-группа" и "они-группа" - определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом "примитивным обществам", С. непосредственно связывал с "этноцентризмом", понимаемым им как склонность человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит.

Полагая, что собственная социальная группа является для человека центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней, С. предложил представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни - поддержание ее самой.

Это воззрение на общество обусловило мнение С. о том, что стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной общественной жизнедеятельности.

Ограничившись в основном лишь социопсихологической интерпретацией изучаемых и реконструируемых процессов и явлений, С. тем не менее сумел получить ряд значимых результатов, в том числе - постановку проблемы о роли социальных норм в жизни людей.

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко