Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

СВЕДБЕРГ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СВЕДБЕРГ (Swedberg) Ричард (р. 1950) - американский социолог, один из наиболее известных в мире специалистов в сфере "новой экономической социологии". Специализировался в области юридический наук и социологии. Имеет диплом юриста Стокгольмского университета и диплом по социологии Бостонского колледжа (1978). В настоящее время преподает в качестве профессора социологическую теорию и экономическую социологию в Стокгольмском университете.

Область его интересов - история экономической социологии (с середины 1980-х) и социологическая теория. Согласно С., социология на данном этапе приобретает характер "сравнительной макросоциологии". Ее главные черты - ориентация на сравнительные исследования между странами, постановка вопросов, затрагивающих целостные социальные системы, проблемы мировой экологии, организации экономических связей, демографии. Вместе с тем, по мысли С., экономическая социология разделила вместе с экономической историей интерес к возникновению и вариабельности актуальных рыночных систем и других экономических институтов.

Основной вклад С. в историю экономической социологии - создание концепции рынка как социальной структуры, суть которой состоит в интеграции экономических и социологических отношений к анализу рынка. С. обосновал недостаточность определения рыночных отношений через ценообразующие механизмы (что характерно для экономической теории), так как это не дает полного представления о базисном взаимодействии включенных в рынок индивидов. В анализе истории рынка (от античности до современности) С. уделяет особое внимание рассмотрению рыночных отношений через понятия "обмен" и "конкуренция". Руководствуясь разработками экономистов А. Маршалла и Д.

Карлтона и идеями социологов М. Вебера (см.) и Г. Зиммеля (см.), С. создал исторические типологии рынков как социальных структур, существенно отличающихся друг от друга по степени развития обмена и в зависимости от уровня развития конкуренции. Данный подход позволил преодолеть ограниченность традиционного подхода к рынку как механизму регуляции спроса и предложения рабочей силы и рассматривать рынок как сложный социальный феномен с правом на собственное существование.

Основные труды: "Экономическая социология: Прошлое и будущее текущей социологии" (1987); "Экономика и социология - Переосмысление их границ: Беседы с экономистами и социологами" (1990); "Социология экономической жизни" (1992, в соавторстве с М. Грановеттером); "Учебник по экономической социологии" (1994, в соредакторстве с Н. Смелсером); "Макс Вебер и идея экономической социологии" (1998); "Йозеф Шумпетер - Его жизнь и работа" (1999); "Предпринимательство: Взгляд социальной науки" (2000) и др.

Из работ С. на русский язык переведены фрагменты его раздела "Рынки как социальные структуры", из "Учебника по экономической социологии" (в журнале: "Личность.

Культура. Общество" за 2002; перевод Г.Н. Соколовой).

Г.Н. Соколова


Новые статьи:
Старые статьи: