Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

СМОЛЛ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СМОЛЛ Альбион (1854-1926) - американский ученый, основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала "American Journal of Sociology", издатель первого американского учебника по социологии.

Заимствовав у Ратценхофера (см.) гипотезу конфликта интересов и исходя из того, что интересы являются первичными элементами общественных действий, С. предложил считать категорию интереса основной единицей социологического анализа и концепции социального процесса.

Уделяя категории "интерес" особое внимание, С. тем не менее не сумел выработать корректного определения ее, поскольку в общих чертах под интересом он понимал лишь "неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию, и ее предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия".

Полагая, что жизнь индивида в обществе сводима к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счет других людей, С. утверждал, что эти простейшие образы действий вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже классифицировать их.

Осуществляя эту классификацию, С. сделал вывод, что вся общественная жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных на здоровье (пищу, сексуальные отношения), благосостояние (владение вещами), общение, познание, красоту и справедливость (правоту). Подчеркивая особую силу интереса справедливости, С. вместе с тем отмечал, что любой класс интересов притязает на абсолютное доминирование, в результате чего реализуется постоянный конфликт разных классов интересов, выступающий формой выражения их всеобщей связи.

По мнению С., вокруг мощных носителей различных интересов и образуются различные общественные группы и институты. Причем в силу самой природы данных социальных общностей конфликт между ними становится в первую очередь конфликтом интересов.

Психологическая акцентировка социальных проблем, характерная для творчества С., содействовала его частичному отходу от прямолинейного социал-дарвинизма, что выразилось в предложении трактовать социальный конфликт как одну из возможных форм взаимодействия людей.

Истолковывая процесс общественного развития как результат постоянно возрастающего взаимопереплетения интересов индивидов, С. уделил большое внимание проблеме перехода от социального конфликта к социальному согласию. По С., этот переход должен осуществляться с учетом того, что "все социальные проблемы являются проблемами отношений личных единиц, которые имеют в себе определенную инициативу, выбор и силу. Этому личному уравнению должна быть приписана его реальная ценность".

В наиболее концентрированной форме суть социологических ориентаций С. следует из его афоризма, предвосхитившего психологическое направление как в классической, так и в современной социологии Запада: "Нет ничего социального, что не являлось бы психическим".

Придавая большое значение поиску практических возможностей использования социологии для постепенного улучшения всех общественных институтов, С. утверждал, что социология в ее прикладном аспекте может и должна выступать в качестве эффективного компонента "социальной технологии", направленной на гармонизацию социальных структур и отношений.

Существенно важным моментом в теории С. стала формулировка им практической задачи социологии, в качестве которой он рассматривал установление гармоничных внутренних и внешних отношений социальных групп и институтов путем изменения содержания и направленности психических процессов.

В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов