Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

СПИНОЗА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СПИНОЗА (Spinoza) Бенедикт (религиозное имя — Барух) (1632—1677) — нидерландский философ — материалист, пантеист, основная философская идея которого в том, что "Бог осуществляется в вещах". Его предки были евреи — переселенцы из Португалии. Родился в семье купца.

Возглавив после смерти отца (1654) его дело, завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины, в частности с представителями религиозного вольномыслия. Наибольшее влияние на него оказали его наставник в латинском языке ван ден Энден и Уриель Акоста (1585—1640). Был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама "великому отлучению" (херем) и изгнан из общины "за страшное ложное учение" (1656). Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз.

Затем жил в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. В борьбе против олигархического руководства еврейской общины стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был противником монархии и сторонником республиканского правления. Философские воззрения С. складывались под влиянием идей Дж.

Бруно (1548—1600), рационалистического метода Р. Декарта (1596—1650), механистического и математического естествознания, а также философии Томаса Гоббса (1588—1679). Стремясь к созданию целостной картины природы в русле пантеизма, сделал центральным положением своей онтологии тождество Бога и природы. Согласно С. человек — целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (Богом, идентичным природе).

По его мнению, порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей ("Этика", 1677). Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен.

В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте — влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями — радостью и печалью — лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека.

Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает ее. С. полагал, что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный) опыт, более высоким — рациональное знание, высшим — интуитивное. Идея С. о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его трактовка влечения (побуждения, афферентивность которого нейтрализуется сознанием) повлияла на психоанализ. На С. ориентировался Л.С. Выготский в критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения. Основные работы С. (на рус яз.): "Политический трактат", М., 1910; "Принципы философии Декарта", Л., 1926; "Переписка", М., 1932; "Этика", ч. 1—5. М. — Л., 1933; "Трактат об усовершенствовании разума". М. — Л., 1934; "Избранные произведения", т. 1—2, М., 1957.

Л.А.

Карпенко, М.Г. Ярошевский


Новые статьи:
Старые статьи: