Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Подростковый суицид: борьба не на смерть, а на жизнь

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

За время работы школьным психологом характер моей профессиональной деятельности обязывал меня к непрестанному общению с подростками, за время которого я успела повидать весьма достаточное количество т.н. "увлекающихся" молодых людей с реформаторскими взглядами. Они ярко выделялись из основной массы, практически всё – их внешний облик, манера причёсываться, одеваться, разговаривать, красноречиво свидетельствовало о том, что эта категория ребят не похожа на основную «тусовку».

Как правило, все эти подростки имели гуманитарный склад ума, хорошо сочиняли стихи и песни, писали интересные рассказы, могли красиво и талантливо рисовать. Как только контакт был установлен, как только был пройден порог доверия, эти ребята показывали себя с очень неожиданной и даже любопытной стороны.

Оказывается, с ними можно о многом поговорить, они умеют рассуждать на самые разнообразные темы, их переполняет множество чувств и эмоций; они не равнодушны к происходящему вокруг и, как правило, тонко воспринимают окружающую действительность. Такие подростки всё время «гуляют сами по себе» и чувствуют себя одинокими среди людей. Но, к величайшему сожалению, именно они были более склонны к проявлению суицидальных тенденций по сравнению со своими «обыкновенными» товарищами.

Общаясь и с теми, и с другими, можно было заметить, что отдельные личности из второй категории активно проявляют демонстративное поведение: "Ах, он не позвонил мне и из-за этого я изрежу себе руки "розочкой" (от пивной бутылки – прим.автора) и другие подобные высказывания и действия. Как правило, они производились лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание и не несли за собой никаких серьёзных угроз и последствий. Не считая малоэстетичных шрамов на руках, конечно же.

Но с первой вышеупомянутой категорией "думающих" школьников дело обстояло сложнее: они-то как раз и проявляли ярко выраженное депрессивно-мрачное настроение, которое заслуживало обращения на него особого внимания. И пусть оно и было бы всего-навсего обусловлено влиянием последнего вышедшего на экраны аниме, но, а что если это действительно является неким сигналом о кризисном состоянии этих ребят, завуалированный рассуждениями о философии? Ведь практически каждый день появляется новая информация об очередном школьнике, принявшем решение добровольно свести счёты с самим собой. Мы не можем с уверенностью сказать, что послужило толчком для такого ужасного поступка, однако мы просто обязаны остановить массовую гибель детей от их собственных рук и предотвратить как можно больше попыток покушения на маленькую жизнь.

Несомненно, что проблема профилактики суицида среди детей и подростков сейчас очень актуальна, но, увы, в настоящее время не существует практически никаких действенных способов предотвращения самоубийств. В данный момент большая часть внимания общественности в основном сконцентрирована лишь на обсуждении влияния субкультур – на это всё и останавливается. Однако никто не думает, как рассказать подростку, что сосед по парте, который сидел с ним сегодня утром, теоретически может резать вены сегодня вечером и что ему, как воздух, необходима помощь.

Никто не обучает детей способам распознавания суицидального поведения и методам поведения и оказания помощи в такой ситуации. Никто не говорит подростку, что нужно делать и к кому можно обратиться, если у него появилось желание убить себя. Дело ещё и в том, что детям не нужна помощь "злого дядьки-психиатра" или «противной училки» - им поможет лишь тот, кто действительно сможет понять их и не сочтёт их мысли и переживания за бред переходного возраста и никогда не поднимет их проблемы на смех.

Каким-то совершенно непостижимым образом многие взрослые почему-то расценивают возникающие у подростка мысли о самоубийстве как блажь и не уделяют им никакого внимания.

Между тем, в России царит катастрофичная ситуация: мы занимаем первое место в мире по количеству детских суицидов. Сложно даже вообразить себе, что произойдёт, если не принять срочные меры по изменению этой трагической статистики.

Как не прискорбно бы это звучало, но я убеждена, что в данный момент бесполезно вести какую-либо работу на уровне школ и муниципалитетов. Так или иначе всё вновь сведётся к отчётно-галочной системе: провели столько-то показательных мероприятий и столько-то разъяснительных работ. А конкретной пользы не будет никакой.

Тем не менее, возникает резонный вопрос: почему же среди того невероятного обилия информации, которая снежной лавиной обрушивается на детей и подростков, ни в Интернете, ни на книжных лавках, ни в молодёжных журналах нет никакой достойной и конкретной информации, что делать, если подросток или его друг хотят убить себя. Исключение составляет лишь проект "Победишь.Ру», который является уникальным по своей сути и не имеет никаких аналогов и доказавший свою эффективность на примерах множества людей, принявших окончательное желание жить. Ещё есть материалы, перепечатанных из зарубежных СМИ, которые не имеют ничего общего с жесткими реалиями условий нашей страны. Такие советы, как "Поговори с учителем, школьным психологом или социальным работником" - ничего, кроме горькой усмешки, не вызывают (ну не будет среднестатистический российский школьник говорить «по душам» с «училкой»!) Да и психологи тоже вечно заняты: согласно методическим рекомендациям образовательных учреждений, на 500 учащихся полагается всего… один психолог. А может его не быть и вовсе – администрация школы сама устанавливает свои порядки.

В связи с этим крайне необходимо скорейшее создание проектов, которые будут направлены непосредственно на помощь детям и подросткам, находящимся в острой кризисной ситуации, а именно тем, которые хотят покончить с собой. Необходимо также привлечение добровольных помощников, которые будут помогать потенциальным юным самоубийцам найти более оптимистичный выход. Это могут быть как стационарные пункты помощи, так и интернет-сайты и даже круглосуточные бесплатные горячие линии «8-800» по превенции суицидов для школьников. За основу сайтов можно взять проект «Победишь.Ру» и построить их по схожему принципу. Наработанные материалы с сайтов можно будет впоследствии скомпоновать в отдельные книги, которые будут выложены как в Интернете, так и продаваться в розницу.

Если все вышеперечисленные практические действия вполне могут быть осуществимы за счёт поиска финансирования как среди благотворительных организаций и фондов, так и среди частных лиц, более остро встаёт вопрос о способах привлечения добровольных помощников. Эти люди должны обладать важными деловыми, личностными и, что немаловажно, духовными качествами характера, так как практика доказывает, что вера в Бога и принятие решения в пользу сохранения жизни тесно связаны между собой. Весьма желательно, чтобы они также имели в «анамнезе» суицидальные настроения (но, разумеется, только при условии того, что они успешно и благополучно оставлены далеко позади). Лучше всего человека может понять тот, кто был с ним «в одной лодке» и имеет представление о том, какие ужасные мысли и чувства могут посещать его при подобном мрачном настрое.

Замечательным решением в работе со школьниками было бы привлечение священнослужителей и церковных деятелей, которые могли бы открыть им совершенно новый и неизведанный доселе смысл жизни, ради которого, собственно, и следует оставаться на земле.

Огромный вклад внесли бы православные психологи и психиатры, которые могли бы выделить несколько часов в неделю для того, чтобы на добровольных началах вести консультативную и просветительскую деятельность (например, дежурить на «горячей линии»).

Неоценима была и помощь медиков, которые смогли бы окончательно развеять миф о «красоте» и мнимой привлекательности суицида, сложившегося под влиянием как мировой классической литературы («Ромео и Джульетта», «Гроза» и т.д.), так и под воздействием современной потребительской «культуры».

Следует как можно скорее начать принимать меры по профилактике и предотвращению суицида среди школьников, так как в данное время подростки в массовом порядке глотают таблетки и режут руки, потому что нигде не могут найти помощь. Я часто видела таких ребят: приходят с забинтованной кистью, спрашиваешь у них: "Что случилось?", а они отвечают: "Ой, понимаете, я в теннис играл, руку вывихнул" и т.д. и т.п. Словно все вокруг вдруг внезапно и поголовно сделались левшами.

На форум «Победишь.Ру» за помощью обращается огромное количество подростков. Но а сколько не обращаются по самым разнообразным причинам? Где и откуда им черпать действительно полезную информацию? Лозунги и девизы, под которыми живут отдельные категории подростков, носят деструктивный и ауто-деструктивный характеры. Большинство из них даже невозможно привести здесь в пример по причине их непечатности. А в это время ТВ и прочие СМИ предлагают свою "правду жизни": "Стань успешным любой ценой, или ты – жалкое ничтожество". Конечно, и собака бы завыла на луну от такого, если бы могла понять, о чём идёт речь.

Поэтому необходимо начать действовать прямо сейчас и скорейшим образом принимать срочные меры по предотвращению суицидов среди школьников.  Нынешнее положение такового, что любое промедление – подобно смерти, как бы символично и двусмысленно ни звучала эта фраза.

Юлия Ерофеева, директор психологического центра «Выход есть всегда!»


Новые статьи:
Старые статьи: