Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ТОЛМЕН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ТОЛМЕН (Tolman) Эдуард Чейс (1886—1959) — американский психолог, специалист в области общей и экспериментальной психологии, психологии личности, социальной психологии, философской и теоретической психологии. Теоретик необихевиоризма, создатель его "когнитивного" направления. Президент АРА (1937), председатель Общества психологических исследований социальных проблем (1940), поч. д-р наук Йельского ун-та (1951), ун-та Макгилл (1954), поч. д-р права Калифорнийского ун-та.

Лауреат премии Американской психологической ассоциации (1958). Окончил Массачусетский технологический ин-т (бакалавр, 1911), затем аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском ун-те (магистр, 1912; д-р, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии Северо-Западного ун-та (1915—1918). С 1918 г. — преподавал в Калифорнийском ун-те в Беркли (ст. преподаватель, 1920—1922; доцент, 1923—1928; профессор, 1928—1954). Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии.

Ее созданию предшествовало экспериментальное изучение процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. Это были опыты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс, которые бросали вызов теориям "стимул-реакия", доминирующим после 1930-х гг. В противовес "строгому" бихевиоризму Дж. Уотсона, Т. доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа "стимул — реакция", а из целостных актов.

Эти акты включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и опосредствуются когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. Поэтому сущность обучения, по Т., определяют познавательные "экспектации" (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутренние моменты объединялись Т. в понятие "промежуточные переменные", т. е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией, и мыслились Т. как образования физические, а не психологические.

Свой вариант бихевиоризма Т. назвал "молярным" с целью противопоставить взгляд на поведение (как на целостный процесс) "молекулярному" бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолированных актов. Исследования Т. внесли много нового в трактовку "классическим" бихевиоризмом процесса научения. Преодолевая механистический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия ("латентное научение"). В статье "Cognitive maps in rats and men" (Psychological Review, 55, 1948) Т. не только приводил доказательства против бихевиористской теории "стимул-реакия", но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущий к ненависти и нетерпимости, порождаемый узкими когнитивными схемами. Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как "ненаблюдаемое", целенаправленность действия не получала причинного объяснения. Когнитивный поворот в теории научения, произошедший после 1960-х гг. нельзя считать возвращением к Т. Основанные на компьютерной технике теории сознания действительно пользуются терминами "экспектиции" и "когнитивные карты", введенными Т., но по своей сути они ближе к механистическим теориям Халла, чем к его концепциям взаимосвязанности. Т. был великим психологом, но ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-х гг. в области теории поведения. Основные труды Т.: "Purposive Behavior in Animals and Men", 1932; "Collected Papers in Psychology", Berk., 1951; " Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning", U.C. Press, 1958 и др.

Л.А.

Карпенко, М.Г. Ярошевский