Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Тайцзи

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Тайцзи Тайцзи («высшее начало», «великий предел»), в китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях второй половины 1-го тысячелетия до н. э.

Т. выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В «Сицы-чжуань» («Приложенные изречения.

Комментарий [к «И цзину»]», V—III вв. до н. э.) говорится: Т. рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля; см. Ба гуа). Комментарии, написанные в III и VII вв. н. э., поясняют, что Т. рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии.

Т. существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, то есть являлась «великим началом», «великим единством (Тай-и)». Отождествление Т. с Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (VIII в. н. э.) Китае непосредственно связывает Т. с мифологией.Дальнейшее развитие концепция Т. получила в средние века у сунских неоконфуцианцев, особенно у Чжоу Дунь-и (1017—73), Шао Юна (1011—1077), Лу Цзю-юаня (1139—93) и Чжу Си (1130—1200).

Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Т. завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между материалистической или близкой к таковой трактовкой «И цзина» у Чжоу Дунь-и и идеалистической у Чжу Си в обоих направлениях Т. является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека.

В своём графическом выражении понятие Т. широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов Т. вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах.

Понятие и эмблема Т. проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку).

Литература :
«И цзин» («Каноническая книга перемен»), в серии: Шисань цзин чжу-шу, т. 2, Пекин, 1957, с. 388—89,
Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966;
Сычёв Л. П., Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика.

История. Трактовка в литературе и искусстве, М., 1975;
Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965;
Werner E. T. C., Myths and legends of China, L., 1924, p. 83—92, 136—38, 142—44;
его же, A dictionary of Chinese mythology, Portland, 1977;
Williams C. A. S., Outlines of Chinese symbolism and art motives, Shanghai, 1941.