Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Тримурти

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Тримурти Тримурти [др.-инд. trimurti, «тройственный образ» или «обладающий (-ая) тремя обликами»], в индуистской мифологии божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, мылимых в онтологическом и функциональном единстве.

Представления о Т. сложились сравнительно поздно, в эпоху пуран, однако сама идея троичности божественных сил прослеживается с древнейших слоев древнеиндийской мифологии. В ведах боги нередко объединяются в группы, в том числе по трое, например Агни — Индра (или Ваю) — Сурья.

В «Махабхарате» сам Агни провозглашается имеющим три ипостаси (огонь — молния — солнце) — создателем, разрушителем и хранителем мира (напр., Мбх. I 220, 22 след.); большую роль играют и другие троичные структуры.В эпосе Брахма, Вишну и Шива — главные боги, но идеи их триединства ещё нет, хотя и можно найти отдельные её предвосхищения.

Развёрнутое описание Т. (в различных вариантах) дают пураны: Брахма — творец мира, Вишну — его хранитель, Шива — разрушитель. В духе философской системы санкхья три бога рассматриваются как воплощения трёх гун (качеств): Брахма — это раджас (страстность, активность, действенность), Вишну — саттва (ясность, уравновешенность, сознательность), Шива — тамас (пассивность, бессознательность, инертность).

В развитие этой философской концепции три бога, как и три гуны, провозглашаются проявлениями единой сути (пракрити). Различные теистические секты толкуют Т. как три ипостаси единого верховного бога, который в таком случае обычно получает имя одного из членов триады (чаще всего Вишну — Нараяны или Шивы, реже Брахмы) и объединяет в одном лице три функции (творения, хранения и разрушения).На скульптурных изображениях члены Т. или стоят рядом друг с другом (памятники Эллоры и др.), или тела их как бы вырастают одно из другого (южноиндийские шиваитские храмы).

Прежде за Т. ошибочно принимали изображения Шивы-Махешвары (например, на острове Элефанта около Бомбея) с тремя лицами, соответствующими трём собственным ипостасям этого божества.

Литература :
Тюляев С. И., Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н. э. — XII в.), в кн.: Искусство Индии. Сб. статей, М., 1969;
Kirfel W., Die dreiköpfige Gottheit, Bonn, 1948;
Banerjea J. N., The so-called Trimūrti of Elefantá. «Arts Asiatiques», 1955, t. 2, № 2, p. 120—26;
Rajan K. V. S., Trinity in sculpture, «Journal of Oriental Research», 1954/55, v. 24.С. Д. Серебряный.