Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

УСПЕНСКИЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1887—1947) — российский философ, психолог, писатель. Получил математическое образование. Увлекался эзотерическими учениями. Творческий путь У. включает три периода. Первый — до 1915 г., когда наряду с издательской деятельностью он занимался исследованиями "таинственного", разработкой проблемы "расширения сознания" и "формирования" нового знания" о мире.

Уже в этот период проблема синтеза философского и естественнонаучного знания с мистическим "опытом" становится одной из центральных в его творчестве. В книге "Четвертое измерение" связывается старое сокровенное знание и данные точной науки (1909). Своеобразной попыткой синтезировать современную науку и восточную философию стала книга У. "Tertium Organum" ("Ключ к загадкам мира", 1911), где представлен опыт универсальной логики, обсуждаются проблемы пространства и времени.

Стена, воздвигнутая европейской философией между внутренним миром человека и внешним миром, отступает перед опытом расширенного сознания, включающего все новые области "мира в себе" в сферу знания. Эти идеи находят свое отражение и в других работах этого периода ("У последней черты", 1912; "Символы Таро", 1912; "Внутренний круг", 1913). Поездка на Восток и в Индию упрочила мировоззренческие позиции У. и стала импульсом для их дальнейшего развития. Второй период творчества У. (1915—1924) ознаменован знакомством с Г.И. Гурджиевым, что определило дальнейшую судьбу учения У. Три года он занимался в группах Гурджиева техниками изменения состояний сознания, после чего начинает разработку собственного рационального подхода к сущности развития, саморазвития или совершенствования человека.

В 1920 г. У. эмигрирует в Константинополь, а затем в Лондон. Взгляды Гурджиева он раскрывает в книге "В поисках чудесного" (на англ. яз. — 1943, в рус. пер. — 1992). В 1931 г. в Лондоне выходит книга У. "Новая модель Вселенной" (в рус. пер. 1993), представляющая собой своеобразную энциклопедию физических, естественно-научных, философских, психологических и оккультных знаний. Цикл лекций У. "Психология возможной эволюции человека" выходит на английском (1937) и много позднее на русском языке (1990). В 1938 г. У. создает в Лондоне Историко-психологическое общество. В 1941—1947 гг. работает в США. Основные психологические идеи У. излагает в свете своего учения о возможной эволюции человека. Под эволюцией он понимал раскрытие собственными усилиями человека имманентных качеств и черт, обычно остающихся неразвитыми. По У., человек не знает самого себя.

Он — машина, автомат, обладающий запасом прошлого опыта и энергии, но при определенных условиях может перестать ею быть. Одним из условий развития человека является осознание себя. Всего У. выделяет четыре состояния сознания: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание, однако реально человек живет только в двух состояниях.

Самоизучение должно начинаться с освоения семи функций "человеческой машины": мышления (или интеллекта), чувств (или эмоций), инстинктивной (всей внутренней работы организма), двигательной (в пространстве), сексуальной, высшей эмоциональной и высшей умственной ("Функции могут существовать без сознания, и сознание может существовать без функций"). В трудах У. раскрывается тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органическое взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-этической и научной мысли. Он предпринял попытку изучения вселенских законов и адаптации их к европейскому менталитету через междисциплинарный синтез и системный подход в психологии. Достоинством его работ является стремление системно осмыслить психологическое знание на макро- и микроуровнях. Основной акцент он делал на исследовании и развитии духовных структур, как главного фактора выживания и эволюции человечества.

М.М. Анисимова