Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ВВЕДЕНСКИЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856—1925) — российский психолог и философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1899), которое при его содействии было образовано в 1897 г. (по аналогии с Московским обществом) и просуществовало до 1917 г. Формирование современной объективной психологии было основной целью В., которой были посвящены практически все его сочинения. Главный свой труд он так и назвал "Психология без всякой метафизики" (1917), подчеркивая этим и необходимость, и возможность построения объективной психологии. Основным положением своей психологической теории В. считал "психофизический закон

Введенского" или закон всеобщих признаков одушевленности, который был им изложен в работе "О пределах и признаках одушевления" (1892). В продолжение своего утверждения неметафизической, но научной психологии, он писал, что одушевленность или неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием.

В доказательствах опирался на тот факт, что объективные признаки одушевленности должны состоять из таких материальных явлений, относительно которых может быть неоспоримо доказано, что они не могут возникать там, где нет душевной жизни. Отвергая все монистические психологические теории, вне зависимости от того, какой именно элемент принимают они в качестве основного в психической жизни — ощущения, мысли, переживания или волю, В. считал необходимым в качестве основных рассматривать три элемента психики — мысли, ощущения и чувства, а затем изучать их соединение по законам ассоциаций, т. е. исследовать, по возможности объективно, формирование и развитие психических процессов. Исследуя проблему мышления, В. также одним из первых пытался разделить понятия интуитивного мышления и интуитивизма. Работы В. имели большое значение для отечественной психологии. Они соединяли воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии, а также различные способы исследования психики — субъективные и объективные, показав достоинства и недостатки каждого из них. В. также автор трудов: "Западная действительность и русские идеалы". Сергиев Посад, 1894; "Закон причинности и реальность внешнего мира", Харьков, 1901; "Логика как часть теории познания", П., 1917.

Т.Д. Марцинковская