Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ВЛАДИСЛАВЛЕВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ВЛАДИСЛАВЛЕВ Михаил Иванович (1840—1890) — российский психолог, философ. Профессор и ректор Петербургского университета (1887). Благодаря ему, психология в этом учебном заведении стала одной из ведущих дисциплин.

Переводил и популяризировал взгляды немецких психологов и философов, прежде всего Канта (как впоследствии и его ученик А.И. Введенский). Разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное место в котором занимали проблемы воли и нравственности. В. ввел в курс психологии очерк истории развития психологических взглядов, что давало возможность понять место современных (для того времени) психологических взглядов и их связь с прошлым опытом. Стремился соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу.

Выступая против материализма, недостатки его (как и К.Д. Кавелин) видел в невозможности с этой позиции объяснить развитие нравственности, происхождение этических и эстетических понятий и чувств человека. Применив энергетический закон к психологии, что было новинкой в 1870—1880-е гг., В. пытался связать энергетическую теорию с забыванием и воспроизведением, говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характеризуются минимумом энергии. Он разделял волюнтаристский подход В. Вундта, причем своеобразие психологических взглядов самого В. (изложенных в его учебнике "Психология", 1881) проявляется именно в его трактовке воли и ее роли в психическом развитии человека, в формировании его этических и эстетических идеалов. Соединение этики и эстетики не случайно и является для В. одной из основных отличительных черт психологии. В отличие от традиционных взглядов В. связывает нравственность не с мышлением или чувствами, но с воображением.

Волю считает ведущим психическим процессом, который направляет течение всех психических функций. Воля, управляющая нашей психикой, и лежит в основе различия между мышлением и воображением, отличающихся друг от друга только разными целями, разной направленностью волевого поведения. Связывая воображение с этикой и эстетикой, В. писал, что оно всегда служит истине, красоте и благу.

Как служитель красоты оно создает идеальные эстетические типы, а для осуществления влечений к истине и благу создает нравственные идеалы. Исходя из своей концепции психики, В. рассматривал искусство как практическую психологию и как школу нравственности.

Он считал поэзию идеальной выразительницей психических состояний человека, значение которой еще предстоит оценить ученым. Искусство же, по его мнению, явилось из потребности души быть в соприкосновении с миром высокой ценности, с миром идеалов. Поэтому-то искусство дает человеку не только возможность отдохнуть, расслабиться, но и учит его жизни, формируя у него определенные ценности.

Именно при создании идеалов и в искусстве, и в религии, и в жизни воображение переходит в творчество, создавая нечто значительное и своеобразное. Среди таких продуктов творчества и представления об идеальном народе или идеальном человеке, в частности, представления о типично русском характере. Поэтому эти модели не столько отражают реальные черты и качества народа, сколько идеальные стремления данной нации. Однако идеалы создаются не только на основе воображения, но и на основе опыта, рефлексии и воли, влиянием которых В. объясняет разницу между идеалами у разных народов и даже у одного и того же народа, находящегося на разных этапах развития. Уделяя большое внимание проблеме воспитания чувств, В. связывал такое воспитание с развитием воображения при помощи искусства, при этом им дается детальное описание разницы в эмоциональном воздействии живописи, музыки, поэзии и прозы, представляющее значительный интерес.

Т.Д. Марцинковская