Соционика в образовании
Анализ и применение идей соционики для повышения качества открытого образования в МЭСИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытое образование (по мнению МЭСИ) - это система организационных, педагогических и информационных технологий, в которых архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информации с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных сторон открытых систем. Алгоритм обучения в МЭСИ Качество образования важнейший фактор при выборе абитуриентами ВУЗа. В условиях рыночной конкуренции этот критерий становится одним из главных, поэтому необходимо внедрять новые подходы, предлагать больше возможностей абитуриентам для реализации своего потенциала. Предлагается усовершенствовать первый этап “Анализ учебных планов и выбор специальности”. Система учебных курсов предполагает индивидуальный подход, поэтому здесь очень важно учитывать психологические особенности человека. Составление учебных планов с учетом психотипа новый перспективный подход в обучении. Ведь ошибка на начальном этапе, при выборе направления, наиболее тяжела. Часто абитуриенты очень смутно представляют себе то, какие личные качества необходимы им для будущей специальности. Прояснение данного вопроса поможет повысить эффективность обучения и работы, раскрыть природный потенциал человека более глубоко и помочь ему подобрать для себя оптимальный план обучения. Экономические науки достаточно широки, чтобы интересующийся ими человек смог найти свое место. Например, в самом простом случае общительный открытый человек, которому нравится работать с людьми, может прекрасно себя чувствовать в роли менеджера и ужасно в роли бухгалтера, от которого требуется четкость, пунктуальность, усидчивость. Нельзя навязывать абитуриенту свой выбор. В конечном счете, “клиент всегда прав” и он сам решает, что ему больше нужно для жизни, но полезную информацию дать просто необходимо. Даже если он не последует рекомендациям, это уже будет осознанный выбор, а не блуждание в потемках. Здесь нужно учитывать, что речь идет о специализации, а не о базовых курсах, без изучения которых невозможно обойтись. Сама по себе идея классификации людей на типы имеет давнюю историю. Классификация - средство упорядочения знаний. Ее целью является нахождение общих свойств объектов. Классифицируя, мы объединяем в одну группу объекты, имеющие одинаковое строение или одинаковое поведение. Разумная классификация - часть любой науки. Михальски и Степп утверждают: "неотъемлемой задачей науки является построение содержательной классификации наблюдаемых объектов или ситуаций. Такая классификация существенно облегчает понимание основной проблемы и дальнейшее развитие научной теории". Наверное, первой можно считать разделение на мужчин и женщин. Идеи Платона, Аристотеля, Шопенгауэра, Шиллера, Бине, Джордана, Джеймса трансформировались и интегрировались в различных типологиях. На данный момент существует множество классификаций:
Каждая хорошая классификация служит для решения конкретных практических задач. Теории Леонгарда, Личко и Кречмера использовались в основном в психиатрии, Райха и Лоуэна в телесно-орентированной терапии, Юнга в аналитической психологии, а из трех оставшихся психе-йога Афанасьева на данный момент широкого распространения не получила и ее ценность спорна, так как практически нет эмпирических исследований психологов, подтверждающих основные ее постулаты. У теорий Майерс-Бриггс и соционики все иначе. Они имеют общие корни, это типология Юнга. MBTI широко распространена в США, соционика на территории бывшего Советского Союза. Типология Майерс-Бриггс возникла примерно в 50-е годы 20 века, соционика в 70-е. В отличии от MBTI, соционика опирается на математические модели, которые можно смоделировать на компьютере. Основательницей соционики является литовка Аушра Аугустинавичуте. Ее теория расширяет теорию Юнга и вводит понятие интертипных отношений. Вначале соционика использовалась для определения совместимости людей при формировании экипажей космических кораблей, сейчас ее применение значительно расширилось. В первую очередь благодаря отделам кадров крупных корпораций, в частности, CBOSS, которые используют ее при приеме персонала на работу. Один из крупных банков Москвы достиг значительных успехов за короткое время, в том числе, из-за грамотного применения соционики при формировании коллектива на начальном этапе. Также она используется многими психологами при консультировании, в работе кадровых агентств и так далее. Итак, что же такое соционика? Терминология взята из книги Татьяны Прокофьевой. Соционика – наука на стыке психологии, социологии и информатики. Она изучает психологические типы личностей по моделям структуры психики, а также интертипные отношения. Предмет изучения соционики – процесс обмена информацией психики человека с окружающим миром. Метод соционики – моделирование информационной системы психики. Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей. В соционике используются понятия экстраверсии и интроверсии по Юнгу, а не по Айзенку. Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты. Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами. В работе «Я и Оно» Фрейд ввел модель личности, как комбинация трех элементов: «Оно» - бессознательное. Представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным, использует рефлекторные реакции и первичные представления. «Я» - сознательное. Представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Посредник между «Оно» и реальным миром. «Сверх-Я» - область социальных норм и нравственных установок. Своего рода цензура, выполняет «родительскую», контролирующую функцию. Юнг, опираясь на свой шестидесятилетний опыт работы психологом, увидел, что эта структура наполнена у разных людей совершенно по-разному. Он классифицировал устойчивые, возможно врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенностях внешности. Учитывая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов личности. Он увидел, что одни люди лучше обрабатывают логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – эмоциональную (отношения людей, чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, ощущение времени, восприятие в целом, схватывание идей на лету), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). В результате чего Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Каждый из них может быть экстравертом или интровертом. Литовский ученый Аушра Аугустинавичюте соединила типологию Юнга с теорией информационного метаболизма (обмена), разработанной известным польским психологом и психиатром Анджеем Кемпинским. Согласно этой теории психическое здоровье человека зависит от количества и качества обрабатываемой им информации. Психологические функции – открытые Юнгом механизмы обработки информации психикой человека. Всего таких функций четыре, в соционике им даны условные названия: логика, этика, интуиция, сенсорика. Логикой называется психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Оценивает полученную информацию по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно. Этикой в соционике называется функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает поступившую информацию по принципу: хорошо – плохо. Интуицией Юнг назвал психологическую функцию непосредственного восприятия действительности, собирающую мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным. Сенсорикой называется психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас. Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логики и этики. Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика. Базисом Юнга называется совокупность четырех основных дихотомий у каждого типа
Юнг считал оптимальной пропорцией 70 : 30 по каждой из дихотомии у здоровых людей. Признаки Рейнина – дополнительные одиннадцать дихотомий:
В соционике каждая из четырех основных функций может быть интровертной или экстравертной. Интровертная обозначается белым цветом, экстравертная черным. Таким образом, получается восемь функций:
Модель типа – изображение иерархии функций в структуре психики. Показывает сильные и слабые стороны личности, области творчества, возможные недостатки.
Модель А (Аушры) включает в себя восемь позиций для каждой из функций: 1. Базовая (главная, основная) определяет жизненные позиции, фундамент личности. 2. Творческая определяет образ действий человека для реализации своей первой функции. 3. Ролевая проявляется, когда человек вступает в контакт с окружающими 4. Болевая точка наименьшего сопротивления психики 5. Суггестивная (внушаемая) по ней необходима поддержка либо конкретными действиями, либо советами и рекомендациями 6. Референтная то чему человек учиться у своей референтной группы (близких людей, тех с кем много общается) 7. Ограничительная служит для прерывания нежелательных контактов, дел. 8. Фоновая (демонстрационная, без слов на деле) – постоянно собирает огромное количество информации Первые четыре функции образуют ментальное (сознательное) кольцо, последние четыре витальное (бессознательное). Базовая, творческая, ограничительная и фоновая – сильные функции, ролевая, болевая, суггестивная и референтная - слабые. Соционические типы
Связь различных моделей психики в разных теориях показана в следующей таблице: На работе от человека требуется компетентность, умение перерабатывать много информации, связанной с данной предметной областью, то есть те части личности, которые свойственны взрослому (по Берну). Это базовая и творческая функция в соционие (блок Эго). Именно по ним человек наиболее продуктивен. Базовая функция – цель, творческая – средство.
Каждая из функций для психотипа занимает свое место и работает определенным образом. Например, для интуитивно-логического экстраверта (псевдонимы Дон Кихот, Эйнштейн) модель будет выглядеть следующим образом. По модели А можно построить краткое описание этого психотипа (в данном случае использовались материалы Гуленко и Панченко). 1. Базовая интуиция возможностей помогает представителям этого типа быстро схватывать идеи, суть, возможности, перспективы, развитие. 2. Творческая структурная логика дает ему возможность выстраивать свои действия и поступки логично, для достижения собственных часто глобальных идей. 3. Ролевая силовая сенсорика По характеру неагрессивен, но свой образ жизни и свои теории способен отстаивать очень активно. На попытку подчинить себя необоснованным, с его точки зрения, ограничениям реагирует очень бурно. 4. Болевая этика отношений. С людьми общается на короткой психологической дистанции. Чем меньше формализма и церемоний, тем для него лучше. Бывает весьма непоследовательным в отношении к своим родным или друзьям. То демократичен до фамильярности, то вдруг суров и неприступен, как с чужими людьми. 5. Суггестивная сенсорика ощущений делает этот тип необычайно внушаемым и управляемым по вопросам, связанным с комфортом, гармонией, эстетикой и кинестетическими (в том числе обонятельно-вкусовыми) ощущениями. 6. Референтная этика эмоций. Любит компании, вечеринки, эмоциональное общение. Без подпитки положительными эмоциями долго пребывает в ленивом апатичном состоянии. У него бывают очень резкие перепады настроения, 7. Ограничительная интуиция времени. Часто опаздывает к нужному сроку, но не любит опозданий от других. Если хочет отделаться от какого-то дела, может сказать “потом”, что в переводе обычно означает “никогда”. Бывает то слишком суетливым, то подчеркнуто неторопливым. 8. Хорошо владеет технологией параллельных действий. Умеет производить несколько разнородных процессов одновременно. Стремится совместить максимум функций. В денежно-предпринимательской сфере хотя и проявляет находчивость и смекалку, затевает слишком много дел сразу, чтобы уследить за ними. Теперь становится понятно, почему так много открытий в естественных науках делаются людьми именно этого психотипа. Сильная интуиция позволяет по обрывкам информации родить идею, а творческая структурная логика сформулировать теорию, построить модель. Именно так родилась теория относительности, ведь многие факты, подтверждающие ее, были найдены намного позже ее возникновения. Подводя итоги, соционика наиболее подходящий выбор для решения задачи повышения качества открытого образования с помощью учета психотипа по следующим причинам:
Основная проблема соционики на данный момент – типирование, то есть определение психотипа человека. Оно может осуществляться:
До сих пор ни одна методика не дает однозначных достоверных результатов, поэтому требуется их усовершенствовать. Идея методики Татьяны Прокофьевы состоит в том, что люди с разными сильными функциями используют разную семантику, конструкции языка. Например, слово “правильно” гораздо чаще используют в своей речи логики, чем этики особенно те, у кого структурная логика находится в сильном осознаваемом блоке Эго. Нужно провести исследование для выявления таких закономерностей, в частности, для составления частотного словаря в зависимости от психотипов. Огромный объем информации, который нужно исследовать, можно сделать только с помощью компьютерной программы. Будут использоваться следующие соционические модели:
Полученные на первом этапе закономерности можно использовать не только для усовершенствования методики типирования, но и занесения их в виде правил в базу знаний экспертной системы. Одна из задач состоит в определении психотипа автора на основе его текста на естественном языке программным путем с определенной вероятностью. В данном случае необходимо использовать методы нечеткой логики, так как каждое правило носит вероятностный характер, потому что границы психотипа размыты. Для решения задачи предлагается использовать базу данных Oracle, словарь Ожегова вместе со всеми словоформами. Плюс к этому необходимо проанализировать изучаемые в МЭСИ направления с точки зрения соционики и составить рекомендации при их выборе для каждого психотипа. Также можно сделать на сайте раздел с материалами по соционике для желающих ознакомиться с ней дистанционно, пройти тесты и попробовать определить свой психотитип, Автор - Олег Хрулёв Список литературы 1. Романов, Одинцов «Советующие информационные системы в экономике» 2. Мальковский «Лекции по искусственному интеллекту» 3. Гради Буч «Объектно-ориентированный анализ и проектирование» 4. Карл Юнг «Психологические типы» 5. Аушра Аугустинавичюте «Соционика» в двух томах 6. Татьяна Прокофьева «Словарь соционических терминов» 7. Павел Воробьев. «Модель А» 8. Виктор Гуленко «Концепция соционики» 9. Панченко «Описание интуитивно-логического экстраверта по модели А» 10. FAQ эхоконференции Fidonet RU.SOCIONIC |
- Ассоциативная соционика
- Краткий экскурс в теорию дифференциальной соционики
- Прогноз развития соционики
- Знакомьтесь - соционика
- Отличие методов соционики от психологии
- История возникновения и развития типологии личности и соционики
- Взгляд на некоторые христианские понятия с «колокольни» соционики
- PR-стратегия для соционики
- Базовые термины Мета Соционики
- Постсоционика
- Ответы на наиболее частые вопросы по соционике
- Соционические игры
- Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика
- О перспективах соционики как науки
- Концепция соционики
- Интровертная соционика
- Основные понятия социоанализа
- Эволюционный подход в соционике
- Соционика и её возможности для активизации личностного роста