Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Две вертации

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

А.Аугустинавичюте.

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 6.

Когда мы рассматриваем, как одно неживое тело «воспринимается» или «отражается» другим неживым, — все понятно. Например, на рис. 1 показано, как внутренние процессы солнца отражаются на возмущениях в атмосфере или недрах земли: внутренняя динамика солнца Две вертации передается потоками каких-то частиц, которые, попадая на землю, вызывают на ней ответные реакции, собственное Две вертации. Этот поток частиц на нашем языке называется внутренней связью, потому что это связь между двумя внутренними процессами — обусловленность одного из них другим. На этой схеме мы видим два скачка: " > Две вертации и " > Две вертации. Подражая К. Г. Юнгу, их можно называть экстравертацией (1) и интровертацией (2).

Две вертации

Если взять то же солнце в целом, то есть, все телотакты (рис. 2), происходит то же самое, только тогда видны все полевые такты.

Две вертации

Как в этом отношении отличается живое от неживого?

Вообще, в чем разница между живым и неживым? В том, что живое противопоставляет себя всему окружающему миру, тогда как неживое является только лишь его частью? Но благодаря появлению каких свойств это противопоставление становится возможным?

Вернемся к рис. 2 и на минуту представим себе, что второй шарик не земля, а простое живое существо. Внутри него происходят какие-то процессы, которые обуславливаются происходящим вовне. В таком существе ничего не происходит без воздействия извне, — как со стороны инородных объектов, так и со стороны однородных живых существ. (Ведь так оно и есть: одинокие примитивные и даже не примитивные существа или слишком мелкие популяции менее живучи, быстрее гибнут). Его кожица это то, что трансформирует полевые воздействия во внутренние процессы, превращает, «вертирует» полетакты в телотакты.

Именно так, наверное, и выглядит, с соционной точки зрения, схема примитивного живого существа. Тогда неживое, в котором происходят какие-то процессы, например, Солнце, ничем не отличаются от примитивного живого существа. И в одном и в другом что-то происходит, и одно и другое имеет определённое полевое воздействие на окружение и само находится под таким воздействием, оба «отражают». (О разнице между живым и неживым я писала каких-то пять лет тому назад и от этого пока не отказываюсь, но схемы отражения там не было.)

Сегодня хочется докопаться до разницы между «отражением» объекта объектом и — человека человеком.

Итак, второй шарик на рис. 2 — это самое-самое простое существо. Противопоставляет оно себя окружающему или не противопоставляет, но все, что в нем происходит, обусловлено происходящим в окружении. Если оно не способно избежать какого-либо воздействия окружения, значит ему не к чему и разделять эти воздействия на опасные и неопасные, приятные и неприятные. Например, земля не способна самостоятельно двигаться. Она двигается исключительно под воздействием окружающих небесных тел, которые образуют достаточно жесткую и ограниченную, мало изменяющуюся, в нашем понимании времени, систему. Примитивное существо, способное двигаться лишь под воздействием окружения, находится в других условиях, потому что находится в постоянно изменяющейся живой среде. Воздействия со стороны постоянно изменяются, толкают то в одну, то в другую сторону, то активизируют, то угнетают внутренние процессы. Кроме того, оно «живет» за счёт получаемых извне источников энергии.

Когда у живого существа появляется способность разделять внешние воздействия на опасные и безопасные, полезные и вредные, приятные и неприятные, способность двигаться используется для активного приспособления к окружению; для такого приспособления, в котором какую-то роль (и никогда все 100%) исполняют интересы собственного организма. В том, с помощью какого механизма это происходит, нам и нужно разобраться.

Единственное, что мы о нем знаем, это то, что механизм называется психикой. Знаем и ещё одно — схему образования психической энергии человека по так называемой модели А ИМ. Все прочее, что лежит между первым и вторым — терра инкогнита.

С чего начинать ? Несомненно, с сопоставления двух нам известных крайностей — модели энергетического метаболизма и модели информационного метаболизма. Модель ЭМ можно представить так, как на рис. 2.: черные полутакты внутри, белые — извне. Тогда взаимодействие двух объектов или организмов А и В будет выглядеть примерно так, как на рис. 3.

Две вертации

Объект А своим полем воздействует на объект В, а объект В таким же образом воздействует на объект А. Можно показать это и так, как на рис. 4.

Две вертации

Что качественно новое, по сравнению с рис. 4, видим в модели А информационного метаболизма на рис. 5? Только то, что белые и черные полутакты перемешаны.

Две вертации

Ровно так, как мы на 3 и 4 рисунках противопоставили энергетический метаболизм и взаимодействие двух объектов, на следующих рисунках следовало бы противопоставить информационное взаимодействие двух субъектов или хотя бы информационное взаимодействие объекта и субъекта. Это то, что у меня пока не получается. Хотя отлично знаю, как психика человека (любого типа личности) отражает объективную действительность, как накапливается и используется психическая энергия, как происходит обмен информацией с другими людьми. А какой-то простой схемы не могу дать, по-видимому, потому, что не хватает, не вижу каких-то связующих звеньев.

Необходимо отчётливо понимать взаимоотношение между энергетическим и информационным метаболизмом, хотя второй является как бы отражением первого, но одновременно они оба не что иное, как механизмы воспроизводства энергии, только разной энергии. Энергетический метаболизм — воспроизводство физической энергии организма. Информационный метаболизм — воспроизводство психической энергии, которую мы делим на ментальную и витальную.

Физическая и психическая энергия — два вида или уровня энергии. Психическую можно называть более высоким уровнем, потому что базируется на физической, образуется лишь при наличии отражаемых физических объектов.

Действительность, с точки зрения отражающей психики, образована из двух частей:

•  извне познаваемой действительности и

•  изнутри познаваемой активности.

Извне познается внешняя действительность — окружающий мир и собственный организм, который тоже видим со стороны. Но есть ещё и изнутри познаваемая действительность. Это все то же, только навыворот, изнутри организма . Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ведь не было бы ощущения собственного организма, если не было бы на него давления со стороны других живых и неживых объектов. Но по той же причине, ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь его окружающий мир. Можно даже сказать, что это внутреннее восприятие организма сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний канал он получает информацию обо всем окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных от него предметах, чем получает, познавая действительность извне.

По этой причине психика человека расколота на две части. Одна её часть отражает внешний мир и свой организм со стороны, как внешние предметы, как набор обособленных друг от друга объектов. Вторая же часть отражает внешний мир изнутри организма, внешний мир как что-то непрерывное, слитое воедино с организмом, нераздельное.

Сам организм, с точки зрения психики, что-то наподобие скорлупы . Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, а вторая — изнутри.

Две вертации

Модель А ИМ образована из двух колец — ментального, приносящего информацию извне ( I кольцо) и витального (II кольцо), последнее, по мере поступления этой информации, активизирует собственный организм. Витальное кольцо обрабатывает информацию, полученную изнутри организма, ментальное — извне. Оба кольца воспроизводят психическую энергию: первое — ментальную, второе — витальную. Обе они — результат отражения окружающего мира. Но по-настоящему отражает, по-видимому, ментальное кольцо. Витальное питается тем, что отражается ментальным, когда на границе между парными элементами (например, чёрной и белой этикой) обоих колец происходит то, .что в начале работы мы назвали вертацией . Если так, тогда модель А можно рисовать таким же способом, как это мы сделали с моделью ЭМ на рис. 2. Там черные телотакты были внутри шарика, белые полетакты — вне его. Здесь внутри круга приходится рисовать полутакты витального кольца, а вне круга — полутакты ментального кольца (см. рис. 6). Так как возможны два случая — внутри круга может быть и кольцо статики и кольцо динамики, приходится рисовать две модели А: модель А статика и модель А динамика.

Что во внешнем мире воспринимает статик? Внутреннее содержание и внешнюю форму объектов, их внутренние и внешние взаимоотношения, связи. К чему это его приводит? К ментальной активности внешнего кольца, к мышлению и передаче как полученной, так и придуманной информации окружающим. Кольцо исполняет роль активной внешней связи с социумом. При его помощи статики участвуют в интеллектуальной жизни социума, обогащают её. Можно сказать, что это кольцо ловит информацию извне, в какой-то мере её перерабатывает и отфутболивает другим членам социума. Благодаря чему образуются ментальные связи.

Приводит ли информация ментального кольца к физической активности самого индивида или к каким-то его физическим или психическим изменениям, то есть — пользуется ли он ею в своей практической активности? Нет. Во всяком случае, не на том этапе, о котором мы в настоящее время говорим. Она активизирует организм лишь после вертации — преобразования и передачи — полученной информации на витальное кольцо, т.е. при приеме реальных сигналов раздражителей по первой сигнальной системе. При этом учитывается не интеллектуальный смысл информации, а лишь получаемые физические раздражители, которые и есть энергетический источник витального кольца.

Между полутактами внешнего ментального и внутреннего витального колец происходит вертация, благодаря которой при получении информации происходит не только ментальное возбуждение полутактов I кольца, но и витальное возбуждение полутактов II кольца. Внешняя активность жизни, обилие впечатлений активизируют одновременно и ментальную и витальную активность людей. Статиков это приводит к способности мыслить об объектах и их взаимоотношениях и, одновременно, к эмоциональной и двигательной активности, к физическому ощущению собственной ситуации во времени и пространстве. У динамика все наоборот: он размышляет о внутренних и внешних процессах, времени, пространстве, а физически (витальное кольцо) активизируется только при проявлении себя как объекта, а также своих отношений с другими объектами.

Ментальная активность ведёт к ментально-интеллектуальной реализации, витальная активность — к витально-физической реализации.

Однако, никакая деятельность невозможна, если любой из полутактов или любое из колец активизируется только витально или только ментально. Витальность витального кольца должна дополняться витальностью ментального кольца. Как статик может реализовать себя физически по полутакту, не изменив при этом Две вертации ? Или как он может мыслить об изменении расстояния, если не предполагает, какое движение Две вертации для этого нужно? Однако, в реальной жизни эта несогласованность ментальности и витальности происходит ежедневно: ментальное кольцо не может не мыслить и мыслит просто так, впустую, витальное — не может не проявлять физической активности и потому действует «глупо». В первом случае человека называют болтуном (много говорит и ничего не делает). Во втором — плохо социализированной или асоциальной личностью.

Думаю, что по-настоящему асоциальных элементов и преступников больше среди статиков, у которых динамическое кольцо витальное. Их асоциальность проявляется в поступках, эмоциях, отношении к пространству и времени. Асоциальность динамика — в содержании и форме объекта, во взаимоотношениях. Это может проявиться в хвастовстве о собственных достоинствах, приспособленчестве, демонстративности, лени, мизантропии.

Что нужно для того, чтобы оба кольца работали слаженно? Чтобы ментальное кольцо стало не только мыслящим, но и физически активным, а витальное — не только действующим, но и «разумным», нужно программирование . И ментальное и витальное кольца программируются другими членами общества. Как это происходит?

Вся суть — именно в том, как это происходит.

По какой схеме программируются витальное и ментальное кольца?

Начнем с витального динамического кольца статика. Как он узнает о том, как именно следует действовать или проявлять эмоции, относиться ко времени или пространству? Самый короткий путь — уста дуала, динамика, разглагольствующего о том, что знает его первое кольцо.. Это информация, получаемая по второй сигнальной системе, её посылает I кольцо динамика, принимает I кольцо статика.

Вопрос лишь в том, как эта информация доходит, происходит здесь вертация или не происходит. По логике вещей — должна происходить. Получается примерно так — динамик говорит о разумных и неразумных поступках, нравственных и безнравственных эмоциях Две вертации и т.п. Статик эту информацию воспринимает, как подсказку о способах, с помощью которых можно трансформировать в необходимом для него направлении внутренние Две вертации и внешние Две вертации отношения с объектами. Когда динамик говорит о поступке, статик не видит самого поступка, он видит лишь последовательную цепь изменения объекта. То есть слова динамика ему показывают лишь тот же самый объект на нескольких этапах, начиная тем, что теперь перед его глазами и кончая тем, что, в результате физической витальной активности, должно получиться. Со слов другого статик не способен произвести самого простого движения. Он подражает или ищет сам наугад, добиваясь определённого результата, его движения приспосабливаются к цели, которая, благодаря словам динамика, поэтапно дифференцируется . Если ему что-то приходилось много раз делать, он это в конце концов делает наизусть и может достичь большого совершенства, однако, это все равно механические движения, о которых не думают, и не могут думать.

Для объяснения того, как программируется второе кольцо, мы обошлись внешним информационным контактированием ментальных колец дуалов. Одно ментальное кольцо передает что-то другому ментальному кольцу, что при передаче «вертируется», превращаясь в свою противоположность. Вторая вертация происходит, когда индивид начинает пользоваться информацией 1 кольца при реализации своего второго кольца.

То, как статик воспринимает и использует полученную от дуала-динамика информацию, как и обе вертации, видим на рис. 7.

Две вертации

На рис. 8 видим взаимное программирование витальных колец дуалов

Две вертации

Сплошные стрелки здесь, как и на рис. 7, показывают направление информации, которую одно ментальное кольцо передает другому. Это — первая вертация, при которой белая интуиция превращается в -черную и т.д. Точечные линии — это вторая вертация, при которой чёрная интуиция становится снова белой и т.д.

А с какой стороны подойти к программированию ментального кольца? К его программированию на переход от слов к делу? Как ментальное кольцо статика включается в физическую активность, каким образом его заставляют проявить и реализовать свое внутреннее содержание, внешнюю форму и отношение в реальном физическом плане?

Самый короткий путь — неудачные физические усилия дуала, идентификация с его физической активностью и желание ему помочь. Статик наблюдает за физическими потугами своего дуального партнёра при его старании реализовать свое внутреннее содержание, внешнюю форму, внутренние и внешние отношения с людьми и совершенно непроизвольно начинает ему помогать. Активность партнёра втягивает его в водоворот. Улучшая самореализацию другого, реализует и себя.

Когда динамик чисто в физическом плане выпячивает свои способности, свою внешнюю форму, внешние или внутренние отношения с другими людьми, то есть старается реализовать полутакты своего II кольца, наблюдающий за ним статик начинает чувствовать физическое содержание собственных тождественных полутактов, свою статическую физическую значимость и излечивается от излишней скромности.

Ментальное кольцо в своем физическом проявлении всегда более скромно, чем витальное, которое отличается скромностью лишь при необходимости высказать собственное мнение. Как витальное не имеет собственного мнения, так ментальное не имеет собственного физического Я. Это они получают при отождествлении с дуалами.

Каким образом статик получает от дуала информацию, программирующую полутакты ментального кольца на физическую самореализацию? При наблюдении за физической самореализацией других людей. Он смотрит, и информация к нему приходит сама. По первой сигнальной системе информацию «посылает» II кольцо динамика, её принимает 1 кольцо статика. См. рис. 9.

Две вертации

При сравнении 8 и 9 рисунков видна их полная тождественность, за исключением направления информации. Однако, как объяснить то, что по этому рисунку получается, что статик о состоянии чёрной интуиции партнёра узнает только по его. белой интуиции? Рисунок мною нарисован так, как нарисован, только по той причине, что нужно было получить те же две вертации, а теперь нужно доказать, что это единственно правильный вариант, например, правда ли, что я о чёрной интуиции моего партнёра сужу по его времяпрепровождению? (Мой тип " IL (ENTP, ИЛЭ). Несомненно. Именно то, как он использует время, дает мне информацию не о его времени и более или менее рациональных способах его использования, а о его (а одновременно и моей) потенциальной энергии. А если он прислушивается к моим советам, как использовать свою потенциальную энергию, то он всего-навсего слышит, как использовать свое время.

Итак, кажется все сошло в более или менее логичную систему, везде получены те же две вертации, что и на рис. 1 данной статьи.

Теперь следовало бы попробовать ещё одно — хотя бы по одному такту объединить то, что отражено на 8 и 9 рисунках. (См. рис. 10).

Две вертации

Здесь две закрытые цепи взаимодействия интуиции дуалов.

Первая цепь. Статик получает дважды вертированную информацию о потенциальной энергии динамика (1 и 2 стрелки), одновременно получая информацию и о том, как этот динамик себя видит. Обратно он передает информацию о реальной потенциальной энергии динамика, которую тот воспринимает, как информацию о более правильном использовании времени, и, соответственно, регулирует использование своей потенциальной энергии.

Примерно также можно объяснить и вторую цепь.

Выводы

Что нового нам дала, на какие вопросы ответила данная работа?

•  По своей схеме, отражение объекта объектом на энергетическом уровне не отличается от отражения субъекта субъектом на информационном уровне: те же самые две вертапии .

•  Гипотеза о том, что второй сигнальной системой пользуется и думает только 1 ментальное кольцо, теоретически доказуема. Если человек и пользуется каким-то словарем по полутактам II кольца, это неживое, заученное, это потуги того же 1 кольца быть понятым другими. Дуалы дополняют друг друга потому, что, говоря о том же, говорят о совершенно разных его сторонах.

Что касается межполушарной асимметрии, то там все сложнее, чем в кольцах ИМ из-за наличия нескольких пластов управления, хотя бы и телом. Например, о P думает одно только левое полушарие циклотима, а движениями организма управляют оба. Хотя левое и обгоняет в этом правое, из-за чего циклотим и является правшой.

•  Те же сигналы-раздражители рождают ментальную активность одного кольца и витальную второго. Это дает теоретическое обоснование тому, почему пресыщение психики «готовой» информацией по II сигнальной системе оставляет её голодной по первой сигнальной системе и снижает витальную активность человека. Результат — недореализация организма и психики. Витальные и ментальные кольца так связаны между собой, что снижение активности витального снижает и ментальную активность.

•  Доказательство, что для каждого типа личности в большей или меньшей мере информационно самостоятельными (прием и передачи) являются только четыре полутакта I ментального кольца, приближает к К.   Г.Юнгу. С той только разницей, что для нас среди них есть два телотакта и два полетакта, те есть 2:2, когда К.   Г.   Юнг ту же пропорцию видел как 1:3.


Новые статьи:
Старые статьи: