Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Дон Кихот (Седых)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Описание Дон Кихота от Романа Седых

Дон Кихот

(Визуал-сциентик, соматик, спонтаник, абстрактик, объективик)

(Ю. экстравертированный интуитивный мыслительный; А. интуитивно-логический экстраверт)

Наиболее сильная сторона ВС - умение замечать возникающие возможности. Чем они неожиданнее и чем больше впоследствии могут дать, тем они привлекательнее для визуал-сциентика. Поэтому, занимаясь деятельностью, не связанной с разработкой перспективного направления, или общаясь с неинтересными людьми, он рискует заболеть от скуки.

Большинству ВС в молодости доставляет удовольствие давать характеристики разным людям, нравится порассуждать, чем они могли бы заниматься и какой результат их начинания имели бы в будущем. Визуал-сциентик просто не может не думать о перспективах своих знакомых. Но его замечания по этому поводу редко звучат категорично (Вообще, ему более присущи вопросительные, нежели утвердительные интонации.). Однако в своих прогнозах, даже ранних, он редко ошибается, и чем старше становится, тем реже допускает ошибки. Хотя обычно он склонен несколько переоценивать людей (в том числе и кандидатов на супружество) и закрывать глаза на их явные недостатки.

ВС часто бывает достаточно посмотреть на нового знакомого, чтобы понять, какие способности и таланты ему присущи, увидеть интеллект, характер, образование, культуру и т. п. В том, что он понял, и в тех перспективах, которые увидел, сомневается крайне редко. Человек для визуал-сциентика - это в первую очередь его интеллектуальный потенциал и внутренние качества.

Наиболее развитая психическая функция ВС - понимание. В том, что он понял, и в тех перспективах, которые увидел (например, богатые возможности инфопсихоанализа), сомневается крайне редко.

Если же визуал-сциентика спросить, что он более всего в себе и в других ценит, то сказано, скорее всего, будет об умении думать. И вправду: и порассуждать, и поспорить ВС любит, и иногда делает это ради самого спора. Демонстрировать свою логичность очень приятно, свое умение убеждать - еще приятнее. Если что-то доказать не получается, он чувствует по меньшей мере неудовлетворенность собой. Визуал-сциентику присуще выраженное стремление управлять ситуацией и общественным мнением.

Если визуал-сциентику не дают или каким-то образом мешают развивать и проявлять свои способности, то ему кажется, что тем самым покушаются на его основные права. Поэтому ВС никогда не простит партнеру пренебрежения своими умственными способностями, интересами и возможностями. Свое отношение к саморазвитию переносит и на других. Однако помогать окружающим совершенствовать таланты, объяснять им что-либо и регулировать их объективную ситуацию ВС может только при условии хороших личных отношений с ними. Он крайне плохо чувствует себя с теми людьми, которые, как он подозревает, его не любят. Часто ему бывает легче уйти от общения, даже если это приведет к материальным и иным потерям.

Итак, сильные стороны визуал-сциентика. Во-первых, глубокое понимание вещей и явлений, умение целостно воспринимать ситуацию. Во-вторых, привычка и умение логически мыслить. Кроме того, к его сильным сторонам, требующим уважения от партнера, необходимо отнести умение разумно действовать, планировать свою будущую работу и трезво оценивать недостатки вещей. Эти черты определяют и отношение ВС к другим людям. Одно из важнейших условий уважения к ним - чтобы не делали явных глупостей и работали. Лентяев не терпит. Особенно лентяев умственных. Примерно так же относится к бракоделам и халтурщикам.

Это определяет наиболее подходящие для ВС стиль и сферу деятельности. Интеллектуальное творчество во всем, чем бы он ни занимался (Но как аккуратный исполнитель он редко бывает хорош.). Так многие визуал-сциентики находят свое призвание в науке. Часто из-за нелюбви к скрупулезности и копанию в мелочах они раздаривают свои идеи - лишь бы не пропали. Визуал-сциентиками были Эйнштейн, Фрейд, Маркс...

Вторая профессиональная "ипостась" близка к первой- учительство. Важно только, чтобы ученики не были слишком малы. ВС отчетливо видит их способности, развивает мышление. В этом он неутомим и часто достигает успеха. Единственное, что мешает, так это необходимость следовать навязанной программе и наличие в классе или в студенческой группе неприятных людей.

Благодаря привычке вмешиваться в рассуждения окружающих, склонности к законотворчеству (он ненавидит устаревшие порядки), визуал-сциентик хорош в качестве руководителя института, лаборатории или учебного заведения. Исповедуемый при этом принцип "работай сам и не мешай работать другим" гарантирует подчиненным такого начальника, который не будет на них чрезмерно давить и мешать их творчеству. ВС не терпит казенщины, поэтому склонен устраивать себе маленькие неформальные "институты" и "лаборатории" из хороших знакомых. При этом убивает максимальное число зайцев: создает бесконфликтный рабочий круг, развивает свои способности как руководителя, набирает и обрабатывает за счет наличия группы гораздо больший материал и, естественно, использует способности участников своего маленького (а иногда и немаленького) кружка. Среди крупных социоников к этому типу принадлежат почти все. Каждый из них, начиная с А. Аугустинавичюте, создавал себе такой кружок единомышленников.

* * *

ВС не любит одиночества, даже временного. Ему даже работать скучно в одиночку. Принцип "единственная роскошь - это роскошь человеческого общения" им глубоко и искренне принимается. Хорошая и интересная компания важнее, чем сон, еда, занятия и обязанности. Оторвать от общения может только "острый приступ" чувства долга или настойчивые просьбы окружающих. Отказывать ВС умеет плохо.

Умение разбираться в конкретных качествах вещей у визуал-сциентика развито далеко не так хорошо, как умение разбираться в их потенциальных возможностях. Какие вещи красивы, подходит ли по цвету одна часть одежды к другой, не стыдно ли вообще ее носить - вот вопросы, на разрешение которых, как правило, не хватает ни времени, ни сил. Поэтому в том, что относится к одежде, ВС настолько же непоследователен, насколько неустойчив в проявлении активности. Временами может бросаться в художественную деятельность или старательно учится наряжаться, но обычно первые же успехи приводят к тому, что занятие "тряпками" забрасывается до тех пор, пока они снова не станут проблемой. Хотя достигнутый уровень в умении хорошо выглядеть визуал-сциентик в общем-то поддерживает, у окружающих при определенных условиях может создаться впечатление, что он равнодушен к своей внешности и физическим данным. На самом же деле полное невнимание к ним редко имеет место - когда на то, чтобы заниматься одеждой, уж совсем не хватает ни времени, ни сил или когда одеваться так, как ему хочется, никак не получается. Но даже при любви к практичной одежде ВС, скорее всего, имеет в запасе нечто весьма недурственное, может быть, даже изысканное.

Собственное умение хорошо выглядеть и безукоризненно одеваться дает визуал-сциентику уверенность в себе, служит источником хорошего настроения. Самая существенная преграда, мешающая развитию эстетического вкуса, - непостоянство.

Все сказанное наводит на мысль о некоторой непрактичности представителей этого типа, что вполне соответствует реальности. Идея зарабатывать побольше и не тратить зря денег очень привлекательна для визуал-сциентика, но воплощению ее в жизнь мешает... "совесть". ВС может совершенно сознательно поставить себя в невыгодные условия, лишь бы не быть обвиненным в нечестности.

Проблемы способностей и логики визуал-сциентик не прочь пообсуждать с кем угодно. Но обсуждение проблем, касающихся собственной силы и внешности, а также личных симпатий и чувств, требует от визуал-сциентика гораздо больших усилий и степени близости, и поэтому откровенный разговор на эти темы может вестись только в дружеской компании.

Можно сказать, что голова и библиотека визуал-сциентика гораздо богаче и лучше устроены, чем гардероб и счет в банке. Деньги могут неожиданно уйти на глупость, но совсем "на мели" ВС остается редко, хотя недостаток средств ощущает почти всегда.

Гораздо более неприятен недостаток хороших и теплых отношений. Хотя в них ВС по возможности старается быть осторожным и постоянным, это редко получается. С кем и какие должны быть отношения, представляет лучше, чем как добиться этого на практике. Глубокий анализ своих чувств ВС проводит нечасто, но (иногда) может и уйти в них с головой, что тоже приводит к неприятностям. Склонен недооценивать или переоценивать прочность своих отношений с людьми. Из одной крайности впадает в другую, и притом несколько негибок в своих чувствах. Любовь - это не то, что ВС творит сам, но то, что происходит чуть ли не помимо его воли. Спасает положение то, что, обыкновенно, если не случится неожиданный приступ робости, он легко знакомится.

* * *

Если свои отношения с людьми ВС еще может более или менее сносно контролировать (в глубине души даже желает довести их до совершенства), то собственные эмоции мало подвластны его сознанию и волевому контролю. Они чаще всего - лишь бессознательная реакция на физическое состояние, самочувствие и эмоции окружающих. ВС может думать о причинах своего дурного настроения что угодно, объяснять его проблемами на работе, нехваткой времени и подобными причинами. На самом же деле его корень всегда в здоровье и самочувствии. Каждый ВС, вероятно, замечал за собой, что вкусный обед позволяет совершенно с иным настроением отнестись к самым "неразрешимым" проблемам.

Эмоционально ВС весьма податлив, но если его переживания в расчет не принимаются, обижается. Чужое дурное настроение переносит так же плохо, как и свое. Поэтому он активно пытается выяснить у грустного приятеля причину печали и готов на многое, чтобы его утешить и развеселить. Ему иногда неплохо удается исправлять настроение других людей, но не за счет тонкого понимания эмоций, а скорее из-за неподдельного сочувствия и непосредственности. Можно сказать, что почти все его переживания лежат на поверхности и хорошо, когда они соответствуют происходящему и управляемы.

В своем самочувствии ВС ориентируется не лучше, чем в настроении. Кое-что в силу воспитания, конечно, знает и умеет, но при попытках самолечения нередко к себе излишне жесток. Может, например, при простуде принимать лошадиные дозы лекарств или измываться над своим организмом посредством самых неприятных процедур, с целью побыстрее расправиться с болезнью. Согласитесь, не лучший способ обращения со своим организмом.

Физические лишения, перемежаемые с удовольствиями, коренным образом улучшают настроение визуал-сциентика и, в конечном счете, повышают работоспособность. Однообразная, серая в плане ощущений жизнь не позволяет иметь достаточно хорошего настроения и рабочей активности. Чтобы ВС много успевал, ему нужно обеспечить разнообразие ощущений и эмоций.

Самочувствие и настроение - не та сфера, где визуал-сциентик может сильно помочь другим; скорее здесь о нем самом следует заботиться. Тем более, что при нормальном развитии он сам стремится к умению управлять своим состоянием и настроением. Это особенно хорошо заметно, если ВС становится врачом. Тогда никаких поблажек себе он не дает. Работа врача для этого типа особенно тяжела: в заботе о здоровье других он будет постоянно забывать о своем. Если у визуал-сциентика не будет проблем с настроением и здоровьем, то и все другие проблемы легко разрешатся. Так оно обыкновенно и происходит, особенно когда рядом никогда попусту не унывающий друг.

* * *

Свое личное время ВС почти безоглядно предоставляет другим людям. Старается помочь тому, кто не успевает, даже в ущерб собственному времени. Но если другой человек суетлив и без меры нагружает окружающих проблемами своего времяпровождения, ВС может устроить ему раздраженную отповедь. Он буквально выходит из себя, видя нерациональное использование времени. Придумывает максимально эффективные способы использования его для работы. Заметно хуже умеет планировать отдых и увеселения. Это может быть причиной конфликтов: ВС не в силах понять, как можно "транжирить" время, а другие не понимают, почему, собственно, к ним так пристают. Большинство людей либо не терпят вмешательства в вопросы своего времяпрепровождения, либо в том не нуждаются.

Сам же ВС успевает тем больше, чем большего от него ожидают окружающие, и чем полнее время заполнено делами. Материальный стимул занимает далеко не первое место в иерархии мотивов большой общественной работы, к которой ВС склонен. В одном ряду с деньгами, а чаще и перед ними, стоят интересность и перспективность работы. Важны хорошее настроение и отношение окружающих, которые работа приносит. В самую последнюю очередь ВС добивается уважения. Скорее всего, в том, что он уважаем (или с легкостью мог бы стать уважаем), он нимало не сомневается.

Физическая работа доставляет радость, особенно если получается. А если и не получается, то это явление временное. ВС может научиться чему угодно и сколь угодно хорошо (по крайней мере, ему самому так кажется). В самой работе стремится к совершенству и может похвастаться тем, что умеет. Похвала за работоспособность и высокое качество работы чрезвычайно приятна и приводит к желанию работать еще лучше. Критику за плохую и нерациональную деятельность, за некрасивые и неуверенные движения ВС переносит болезненно. Не потому, что подрывается его самооценка. Для визуал-сциентика важнее не то, что он умеет, а то, чему он может научиться. Ему кажется, что если за работу ругают, то он просто не нужен. А это, в свою очередь, может привести к бездеятельности. Другое дело - советы окружающих, которые недвусмысленно говорят о том, что работает он хорошо, но может еще лучше.

Любые рационализации ВС склонен подхватывать и внедрять, но не для себя самого! Он любит работать и тратить свое время, когда от него этого ждут и когда за это благодарны. Для себя лень и готовить, и делать уборку, и так далее. Правда, это уже зависит от воспитания.

Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: тактил-трейдик, тактил-продактик, тактил-лингвик, кинето-трейдик и аудиал-трейдик.

Рекомендуемые сферы деятельности - естественные, философские и исторические науки, их преподавание, организация науки, техника и инженерия; работа, требующая развитого ситуационного мышления.

(С) Роман Седых "Информационный психоанализ"

Обсудить на форуме


Новые статьи: