Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Габен (Голихов)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Габен

 

                1 функция «Хорошо» - субъектная сенсорика. «Я – товарищ на вкус и цвет».

Живут сенсорными радостями жизни и ищут их везде для себя: вкусная еда, удобное кресло, различные приятные физиологические ощущения. Часто считают себя специалистами во вкусах: если я люблю тепло, то все, кто любят холод – моржи. Если я люблю холод, то все, кто любят тепло – мерзляки. Очень самоуверенны в вопросах здоровья, могут ставить свое мнение насчет здоровья «выше» мнения врачей или даже относятся к ним пренебрежительно. Почти всегда обладают хорошим здоровьем, но излишняя увлеченность сенсорными радостями жизни может сильно их подкашивать. Курение, алкоголь, обжорство и прочее чревоугодие – им крайне сложно от всего этого отказаться. В то же время в этих вопросах сенсорных вкусов очень консервативен. Если занимается кухней, то обычно получается у него это очень хорошо, если к этому «лежит душа». А вот чужую «стрепню» может очень критиковать, особенно рискованные блюда. Часто все необходимое для вопросов комфорта возят с собой. Смело говорят об интимных вопросах, не считая нужным что-то в этом скрывать, любят говорить о своих болячках. Его сенсорные ощущения консервативны, поэтому в этих вопросах он очень привязчив. Уверен в своей неуязвимости, надежности, «непрошибаемости». Если он что-то «чувствует», «ощущает», то никого  слушать не будет, сделает все «по-своему». Любит надежные вещи, которыми можно «подковы гнуть», причем такая идея может прийти в голову запросто. Хорошо владеет своим телом, его пластикой. Им надо постоянно что-то физически чувствовать, чтобы подтверждать свое присутствие в мире, и они себя окружают такими «штуками»: мягкий котенок, теплый ковер, шерстяные носочки, железные шарики для верчения пальцами. Много «хлопочут» на предмет удобно – не удобно ему, но не беспокоятся, а именно «хлопочут», как способ поддержания разговора. Первая функция о третьей: подразумевается необходимость получения максимального  удовольствия от взаимоотношений со своей пассией. Если что-то не складывается, то идет мощнейший внутренний дисбаланс.   

                2 функция «Надо» - объектная логика. «Я знаю многое и готов это доказать, если я не прав – то узнаю, в чем именно не прав и тогда уж точно буду знать».

Очень умело обращается со знаниями, фактами, творчески, идеальный лектор, умеющий давать инструкции: скажем, обучать навыкам устройства автомобиля. Умеет хорошо, творчески и оригинально манипулировать внешними объектами, нуждающимися в том, чтобы туда можно было влезть, покопаться, разобрать – собрать. Многие представители данных типов в детстве очень любят конструкторы. Починка сложных предметов быта – их любимое хобби, ведь для этого нужна активная работа по объектной логике. В случае невозможности реализовываться по этой функции – могут сознательно ломать предметы, чтобы потом их чинить. Могут использовать какие-то предметы не по прямому назначению: микроскоп как способ забивать гвозди. Это идеальные специалисты по модернизации чего-либо, особенно в физическом смысле, подмечает закономерности объективного мира, умеет их хорошо фиксировать и использовать. Иногда может специально находить себе место применения в таких местах, где не хватает объективных знаний, вдали от цивилизации и там у него появляется возможность блеснуть знаниями, мастерством. Хорошо разбирается в существующих ныне законах, порядках, их достоинствах и недостатках, умело в них лавирует. Если попадает в пробку – может начать прокладывать маршрут очень оригинально: по обочинам, дорожкам,  тротуарам, чувствует себя в этом как рыба в воде. Умеет держать в голове множество факторов объективного мира и их использовать. Очень практичные люди, умеют улучшать и модернизировать в окружающем  пространстве что-либо так, чтобы это было проще, лучше, качественнее, «мастера на все руки». Эти люди несут в жизнь какие-то свои правила, но они у них очень гибкие, какие-то из них можно обойти, какие-то заменить, очень манипулятивное отношение к этому. С утра могут быть одни правила, к вечеру – уже совсем другие просто потому, что жизнь изменилась. Поэтому, с ними очень сложно договариваться, а если договорился – то в какой-то момент они могут тогда расторгнуть его просто потому, что это стало им невыгодно. То есть – отношение к правилам как к чему-то, что можно в любой момент поменять по желанию сторон, поэтому часто с ними сложно иметь дело именно в деловом качестве, так как там обычно если договор – то договор, никаких попыток пересмотреть его каждые 5 минут не предусматривается. А тут тогда - это должен быть договор без неустоек в случае расторжения и заранее подразумеваться, что это – что-то непостоянное, а просто устраивающее всех решение на какой-то непродолжительный миг жизни. Вторая функция о третьей: много может говорить о том, какими должны быть окружающие люди, какое поведение правильное, какое – неправильное. Вторая функция о первой и четвертой: может усовершенствовать чего-то в окружающем мире для собственного физического удобства,  для достижения более гармоничной обстановки, также иногда может придумывать и предлагать всем какие-то правила, которые были бы наиболее гармоничны для нахождения в каком-то месте.

                3 функция «Проблемы» - субъектная этика. «Вот бы влюбиться не в козла!»

Крайне важно хорошо относиться к окружающим их людям где-либо, кого-то любить. Если кто-то им не нравится – это означает падение их самооценки. «Я  плохой, если я никого не люблю». У них есть два варианта выхода из ситуации: либо путь буддиста – признать, что мир несовершенен и полюбить его таким, какой он есть вместе с людьми, либо придумать себе идеальную возлюбленную и любить ее, а в миру ограничиваться просто отношениями без сильных чувств. Все остальные варианты означают сильные проблемы с самооценкой, так как в случае идеализации близких ему людей, рано или поздно, но придется сталкиваться с их недостатками. А деидеализация означает каждый раз сильнейший негатив и падение самооценки. Им важно иметь возможность везде говорить о своем отношении к чему-либо, говорить о любви, что они и делают. Идеализация окружающего мира – их главная проблема. Им важно иметь позволение на то, чтобы высказывать свое отношение к чему-либо откровенно. Поэтому часто они выбирают хорошо понятную им среду существования, имея контакты только с ней, поскольку там уж точно можно сказать, что думаешь. Любит говорить только правду и надеется, что это будет восприниматься адекватно, даже если он кого-то этим обидит. Мол, зато честно. Старается оградить себя от вмешательства в зону своих внутренних переживаний. Поэтому часто от него можно услышать: «не лезь в душу». Вообще любят держаться от объектов обожания несколько отстраненно, ведь тогда гораздо проще в них не разочароваться. В идеале, чтобы он периодически куда-то надолго отлучался. Могут находить в качестве предмета любви животных или вообще какие-то мистические сущности, ведь так еще проще сохранить самооценку. Если долго находится в отношениях с кем-то, то часто рано или поздно становится моралистом, поскольку это тоже хороший способ заставить соответствовать кого-то своим идеалам о нем. При защите самооценки в минус будет говорить, что все - сволочи.

                4 функция «Хочу» - объектная интуиция. «Ах, у вас уже есть гармоничный, идеальный мир? Бросаю семью, работу и иду к вам!» 

Ищет себе место пребывания, где нет внешних конфликтов, где есть внешняя гармония, позитивная атмосфера и избегает мест, где этого нет. По этому принципу может и подбирать себе личную жизнь,  работу. Может увлекаться неожиданными идеями по устройству мира, внушается смелыми новаторскими идеями. Любит природу за то, что она постоянна, не меняется, всегда спокойна и гармонична. Внушается любой внешней гармонией и не любит, когда она разрушается. Если это происходит, то просто уходит туда, где она есть, не пытаясь что-то изменить. Часто гармония для него еще там, где он чувствует себя центром какой-то ситуации, вокруг него «все вращается». Любят бывать на праздниках, карнавалах, фестивалях, так как они несут внешнюю гармонию, атмосферу праздника. Обычно люди этого типа впитывают в себя ту  атмосферу, гармонию, обстановку, которая царила в то время, когда они были детьми и потом воспроизводят в своей жизни именно ее, вообще очень любят вспоминать свое детство как нечто, к чему им очень хочется вернуться. Очень любят талантливых людей, несущих внешнюю гармонию: творцов искусства, музыкантов, художников, поэтов, иногда готовы поддерживать их даже материально за возможность быть в их обществе, часто тащат их к себе в гости, чтобы место как бы осветилось внешней гармонией. Ищет людей, которые уверены в том, что все будет в будущем только хорошо, уверены в положительном будущем. Не любит непредсказуемости, хаоса будущего ситуации, кто-то должен помогать  ему искать правильные варианты, ловить нужные возможности, поэтому очень внушаем и доверчив в  вопросах принятия решений. Любит предсказуемость, двигаться «от цели к цели». Если эта  последовательность нарушается и случается неожиданное событие, то может впасть в «ступор», поэтому  обычно старается «подстелить соломку», предусмотреть заранее все варианты. Хорошее место для него еще там, где есть внешняя цельность, ориентир общего движения, предполагаемое расписание. Скажем,  поступив в институт, закончить его через 5 лет. Если его впрячь в какой-то график, расписание, то самому выйти из этого будет трудно из-за внушаемости по функции. То есть взамен надо дать другой, более продвинутый, с более гарантированным «светлым будущим».  

 

                - 1 функция «Плохо» - объектная сенсорика.

Не любят они напрягаться, очень не любят. Надо сделать одно, второе, третье, а так хочется отдохнуть,  хорошо провести время. И часто работа идет в жертву «загулам». Одеваются часто не очень стильно: нет цельного образа, вообще внешность у них не очень «проработана». Могут, например, не очень следить за зубами, если они не болят. Не умеют считать деньги и вообще с ними обращаться: не успев их получить,  сразу тратят, часто живут в долг. Не умеют терпеть, ждать, добиваться достигнутых целей. Вместо этого считают, что все это – зло и нужно просто жить в свое удовольствие, не придавая этому значения. Не придают значения действиям и поступкам других людей, вместо этого словно увлечены только собой.  Игнорируют чужое волевое давление на себя, что-то вроде: «ну и что, а я так хочу». Обычно они – очень упрямые дети, которые все сделают по-своему и «давить» на них бывает достаточно сложно в этом отношении. С возрастом этого меньше, но все равно присутствует. Если первая функция не может объективно функционировать, ее действия подвергаются нападкам, то может начать обороняться: полезть в драку, напасть на кого-то. Таким образом человек расчищает поле для ее дальнейшей деятельности. Если возникает ситуация, когда нет возможности дальше жить в свое удовольствие, то приходится как-то заставлять себя работать, напрягаться, зарабатывать больше денег на это.

                - 2 функция «Не надо» - субъектная логика.

Обычно любит рассказывать об объективных закономерностях, законах окружающего мира. А вот на вопрос: почему так, а не иначе, ответить ему достаточно сложно может быть. То есть знания важнее понимания. Понимать нужно только в отдельных случаях, например, когда это становится твоей специальностью. В остальных случаях можно просто взять знания и их использовать для своих практических целей. Не очень любит спорить на предмет понимания чего-либо, так как обычно это не дает никаких дивидендов и это часто раздражает его в других. Ну не надо спорить, если ты не знаешь этого точно, если ты не специалист в этой сфере. А вот если специалист – тогда, возможно, и есть смысл немного это обсудить. То есть имеется некий шаблон понимания того, когда это все-таки нужно сделать. И если кто-то может выходить на эту территорию чаще этого, то это его будет раздражать чаще всего. Не очень он озабочен и вопросами взаимопонимания с кем-то, пытается понять кого-то только в отдельных и редких  случаях, когда ситуация того очень уж «требует». В ситуации, когда долго не может реализоваться в мире по второй функции, иногда минус вторая функция может вытеснять вторую, создавая случаи инверсии.  Тогда они могут начать выдавать свое понимание, свою логику понимания чего-либо со знаком минус, критиковать всех с этих позиций. Таким образом, он начинает не только знать, как устроен мир, но и учится его лучше понимать. В конечном итоге это позволяет ему найти в нем для себя работу на вторую функцию. 

                - 3 функция «Решение проблем» - объектная этика. 

Чтобы все тебе нравились кругом, их поведение – бывает очень полезно и самому попытаться завоевать чьи-то симпатии, поработать над своим позитивным имиджем. К сожалению, прибегает к этому он только тогда, когда любить уже некого – все разбежались. В остальных случаях предпочитает, чтобы его окружение позволяло ему «рубить правду-матку». Запасает этот арсенал средств, который позволяет все же удерживать  людей вблизи себя. Это может быть умение иногда делать комплименты, знание психологии, умение наладить мосты, вежливость. В вопросах третьей функции рисков быть не должно, поэтому, когда не уверен – иногда сперва осторожно раздает комплименты, работая по этой функции, а уже потом люди ему отвечают тем же и он может поверить в то, что они правда «хорошие». Таким образом, проблема защиты самооценки успешно решается. Также гораздо проще любить кого-то, если любят и тебя. Поэтому прояснить этот вопрос тоже бывает очень полезно с этих позиций.

                - 4 функция «Не хочу, боюсь» - субъектная интуиция. 

Очень не любит погружаться «внутрь себя», боится этого. Еще больше боится, когда кто-то пытается сделать это за него. Первое, что он скажет: «не лезь в душу». Из-за этого может казаться очень  поверхностным, непоследовательным человеком, лишенным «внутреннего стержня». Такие вещи как принципиальность и идейность для него – тоже что-то пугающее. Впрочем, в определенных ситуациях и он может считать это допустимым, но очень редко. В остальных ситуациях он говорит, что у него все в порядке, даже когда это очевидно не так. Но признать это – значит вторгнуться в зону страхов. Не любит подвергаться массированной эмоциональной атаке, так как это провоцирует изменение внутреннего состояния, которое его пугает. Если четвертая функция не может найти для себя комфортного места нахождения и нельзя уйти, то может иногда включаться минус четвертая. Так появляются люди, которые  любят начать выплескивать свою душу случайным попутчикам в поезде, любят на новом месте работы «поплакаться в жилетку». Таким образом, он ищет контакт с внешней гармонией мира и когда кто-то ему скажет: «не переживай, все обязательно будет хорошо», то место становится сразу хорошим и можно снова работать по четвертой функции. Однажды сработав, это может стать хорошим способом обеспечить себе комфортное место пребывания «на упреждение». Он может сперва начать изливать душу при первом же признаке того, что место может стать не комфортным, а уже потом включать четвертую. И даже начать проявлять любопытство к вопросам внутренних проблем человека, чтобы потом проще было на них разговаривать. 

 

                Резюмирующее описание

Иррационал, что означает внутреннюю непредсказуемость (постоянство в непредсказуемости), ветреность, а внешние проявления наоборот очень стандартные: одежда, работа, «продукция». Первая функция связана с высоковероятными событиями, что можно считать позитивным фактором из-за чуть меньшей его непредсказуемости. Основная «продукция» связана с высоковероятными событиями, что можно считать негативным фактором ввиду ее еще большей стандартности. Интровертный тип, это означает то, что он воспринимает себя чем-то отделенным от окружающего мира, а не чем-то в него включенным. Сам себе он кажется непонятным и сложным, поэтому – достаточно скрытный, не очень любит о себе рассказывать некоторые подробности. С удовольствием изучает свой внутренний мир, а окружающий кажется ему  простым и понятным, поэтому он умеет и смело с ним манипулирует, умеет взять «командование» на себя.  Доминантные потребности связаны с функциями, ориентированными на себя, а не на окружающий мир, это  позволяет ему достаточно легко перемещаться с места на место, мигрировать, приспосабливаться к изменениям внешнего мира (склонность к сангвиническому темпераменту – уравновешен, подвижен).  Также это добавляет ему некоторый элемент самоуверенности. Активная жизненная позиция из-за того, что доминантная потребность находится на первой функции. Не очень активен в творчестве из-за того, что субдоминантная потребность - на второй. Живут в потоке количественной информации, что означает умение хорошо работать, но не всегда с хорошим КПД. Он может не видеть того, что идет в неправильном направлении, делать что-то напрасно. Для улучшения качества его действий нужен тот, кто будет направлять его в нужное «русло», давать внешние ориентиры.

Признаки: вкушающий (зона самоуверенности), правильный (зона уверенности), откровенный (зона переживаний), романтичный (зона продажности).

Залог успеха типа: гармоничное место нахождения и предсказуемость будущего, нахождение симпатичных и интересных людей кругом, физически комфортный и приятный мир, спрос на его умение обращаться с фактами и знаниями или на умение ориентироваться в правилах и объективных законах окружающего мира. 

Профориентация: лектор, юрист, технические и точные науки, механик, оценщик, дегустатор, инструктор, делопроизводитель, экономика, критик, строитель, конструктор, чиновник. 

Автор - Голихов Дмитрий

Источник -  "Пособие по инструментальной соционике"


Новые статьи: