Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

DAS MAN

E-mail Печать PDF

деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой — она погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно. В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М. "подсказывает" человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. не принимает осмысленных решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой, стать "как все". Мир М. строится на практике отчуждения; в этом мире все — "другие", даже по отношению к самому себе человек является "другим"; личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности. "Мы наслаждаемся и забавляемся, как наслаждаются; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как видят и судят; мы удаляемся от "толпы", как удаляются; мы находим "возмутительным" то, что находят возмутительным". Главная характеристика мира повседневности — это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать предстоящего, т.е. смерти.

Сознан ие человека здесь не в состоянии отнести смерть (конечность, временность) к самому себе. Для повседневности смерть — это всегда смерть других, всегда отстранение от смерти. Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности (самости). Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением, любопытством и двусмысленностью, которые формируют "обреченность миру", растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М., прояснить условия и возможности своего существования, может осуществляться лишь благодаря совести, которая вызывает существо человека из потерянности в анонимном, призывает человека к "собственной способности быть самостью".

В.Н. Семенова

AFTER-POSTMODERNISM

E-mail Печать PDF

AFTER-POSTMODERNISM — современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии — в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. Постмодернистская чувствительность, Пустой знак, Деконструкция,

Означивание, "Смерть субъекта", Номадология).

В своем оформлении во многом стимулирован таким феноменом современной культуры постмодерна, как "кризис идентификации", и содержательно разворачивается как генерирование программ преодоления последнего (см. Воскрешение субъекта). В этом контексте может быть выделено два фундаментальных вектора трансформации парадигмальных установок постмодернизма на современном этапе его развития: 1) вектор программного неоклассицизма, т.е. "культурного классицизма в постмодернистском пространстве" (М.Готдингер), предполагающий существенное смягчение критики референциальной концепции знака (см. Пустой знак) и отказ от радикальной элиминации феномена означаемого в качестве детерминанты текстовой семантики (см.

Означивание); указанная установка инспирирует формулировку такой задачи, как "реанимация значения" (Дж.Уард) или "возврат утраченных значений" — как в денотативном, так и в аксиологическом смыслах этого слова (М.Готдинер), что приводит к оформлению (восстановлению) соответствующих проблемных полей в рамках постмодернистского типа философствования (проблемы денотации и референции, условия возможности стабильной языковой семантики, проблема понимания как реконструкции исходного смысла текста и т.п.); 2) коммуникационный вектор, смещающий акцент с текстологической реальности на реальность коммуникативную и центрирующийся, в связи с этим, вокруг понятия Другого.

Современная культура обозначается Бодрийяром как культура "экстаза коммуникации" (показателен в этом отношении аксиологический сдвиг философской традиции, зафиксированный в динамике названий фундаментальных для соответствующих периодов философской эволюции трудов: от "Бытия и времени" Хайдеггера к "Бытию и Другому" Левинаса). Если в классическом постмодернизме Другой интерпретировался как внешнее (социокультурное) содержание структур бессознательного (что фактически было унаследовано от лакановской версии структурного психоанализа, где бессознательное было артикулировано как "голос Другого"), то А.-Р. задает концепту "Другой" новую (коммуникационную) интерпретацию, в системе отсчета которой реальность языка перестает быть для постмодернизма самодовлеющей (см. Другой).

>В качестве водораздела между классическим постмодернизмом и современным может быть оценена концепция Апеля, — в частности, понимание им языка и языковых игр. Апель рассматривает язык не в контексте субъект-объектных процедур праксеологического или когнитивного порядка, но в контексте субъект-субъектных коммуникаций, которые в принципе не могут быть сведены к передаче сообщений. —

Язык выступает в этом контексте не столько механизмом объективации информации или экспрессивным средством (что означало бы — соответственно — объективистскую или субъективистскую его акцентировку), сколько медиатором понимания в контексте языковых игр. Если трактовка последних Витгенштейном предполагала опору на взаимодействие между субъектом и текстом, а в понимании Хинтикки — на взаимодействие между "Я" и реальностью как двумя игроками в игре, ставка в которой — истинность высказывания,— то Апель трактует языковую игру как субъект-объектное отношение, участники которого являют собой друг для друга текст — как вербальный, так и невербальный. Это задает особую артикуляцию понимания как взаимопонимания. Апелевская версия постмодернистской парадигмы смягчает примат лакановского "судьбоносного означающего" над означаемым, восстанавливая в правах классическую для философской герменевтики и генетически восходящую к экзегетике презумпцию понимания как реконструкции имманентного смысла текста, выступающего у Апеля презентацией содержания коммуникативной программы игрового и коммуникативного партнера. Выступая в качестве текста, последняя не подлежит произвольному означиванию и, допуская определенный (обогащающий коммуникационную игру) плюрализм прочтения, тем не менее, предполагает аутентичную трансляцию семантики речевого поведения субъекта в сознание Другого, который вне этой реконструкции смысла не конституируется как коммуникационный партнер. — Ставкой в игре оказывается не истина объектного, но подлинность субъектного.

М.А. Можейко

"UNDERCLASS"

E-mail Печать PDF

"UNDERCLASS" - см. "АНДЕРКЛАСС".

"ID"

E-mail Печать PDF

"ID" - см. "ОНО".

"ACNIELSEN-BEL"

E-mail Печать PDF

"ACNielsen-Bel" - иностранное предприятие в Республике Беларусь, являющееся дочерней компанией корпорации ACNielsen, которая осуществляет свою деятельность во всех странах Северной Америки, Австралии и Европы.

В Республике Беларусь предприятие зарегистрировано в июле 1997. Компания специализируется в области мониторинга розничной торговли потребительскими товарами, а также в сфере качественных и количественных опросов потребителей по заказу клиентов - мировых производителей товаров повседневного спроса. Директор - кандидат философских наук Е.Н. Борковская.

В белорусском офисе работают более двадцати штатных сотрудников и вдвое больше совместителей. Состоит из двух функциональных основных подразделений: отдела мониторинга розничной торговли и отдела опроса потребителей.

Отдел мониторинга розничной торговли занимается: регулярным обновлением информации о генеральной совокупности (дислокация, типология точек розничной торговли); сбором информации и контролем над ее качеством (аудит репрезентативной сети магазинов, сбор данных о продажах, контроль правильности заполнения анкет, организация взаимодействия с сотрудничающими торговыми точками и т.п.); предварительной обработкой информации (проверка и кодирование собранных данных, ввод информации, ведение базы зарегистрированных товаров, предварительная обработка результатов, отслеживание репрезентативности панели торговых точек); обслуживанием клиентов (анализ рынков, презентации, работа с запросами, поиск новых клиентов).

Окончательная обработка данных и производство отчетов ведется в головном офисе на Кипре.

>Отдел опроса потребителей также имеет сеть интервьюеров для проведения республиканских опросов. Разработка

инструментария и обработка данных могут производиться как в Беларуси, так и в головном офисе на Кипре. Основные темы опросов потребителей - осведомленность о рекламе и торговых марках, исследования о потребительских предпочтениях в таких товарных группах, как жевательные резинки, сигареты, средства личной гигиены, средства для стирки и т.д. Опросы проводятся как по республике, так и в ее отдельных регионах.

Благодаря единой методологии и точности стандартов, качеству и международной сопоставимости данных компания уже на протяжении многих лет является постоянным партнером в области опроса потребителей для международных корпораций, занятых в сфере производства и продажи потребительских товаров, чьи рынки сбыта - страны мира или государства отдельных континентов.

Корпорация ACNielsen, в лице своей дочерней фирмы "ACNielsen-Bel" - ведущая компания в области мониторинга розничной торговли, активно присутствующая на рынке Беларуси и осуществляющая непрерывный аудит торговых точек.

Л.Н. Михейчиков

Страница 451 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135