Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СХЕМА

E-mail Печать PDF

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СХЕМА - схема проведения эксперимента (см.), организующая распределение испытуемых по различным уровням независимой переменной (см.). Есть две основные возможности такого распределения:

а) распределять нескольких испытуемых на каждый уровень независимой переменной;

б) распределять всех испытуемых на все уровни независимой переменной.

Можно выделить следующие Э.С.:

1) межгрупповая Э.С. - это предъявление каждого из условий независимой переменной разным группам испытуемых;

2) интраиндивидуальная Э.С. - это предъявление одному или нескольким испытуемым всех исследуемых условий. Иногда такая схема называется также схемой индивидуального эксперимента;

3) смешанная Э.С. - схема, при которой некоторые переменные являются межгрупповыми, а некоторые - интраиндивидуальными.

Каждая из схем обладает своими преимуществами и недостатками.

В эксперименте с межгрупповой экспериментальной схемой один уровень независимой переменной не влияет на ее другой уровень и у испытуемых не накапливается эффект от воздействия нескольких уровней независимой переменной. Однако у этой схемы есть и недостаток, так как существует возможность, что испытуемые в двух группах достаточно различны, чтобы это различие повлияло на эффекты независимой переменной. Поэтому любой межгрупповой эксперимент имеет потенциальную опасность смешения из-за разницы испытуемых в группах.

Интраиндивидуальная схема свободна от такого недостатка, так как каждый испытуемый сравнивается сам с собой при различных экспериментальных условиях. Наблюдаемый эффект при этом можно отнести к разнице в уровнях независимой переменной, а не к разнице в испытуемых. Однако эта схема также обладает рядом недостатков, влияющих на валидность внутреннюю (см.) экспериментов. Основное допущение экспериментов с интраиндивидуальной схемой - объект остается идентичен самому себе с течением времени - может нарушаться в силу ряда причин. При этом систематическая разница в наблюдениях будет вызвана не влиянием независимой переменной, а другими факторами. Указанные недостатки частично устраняются правильно сделанной рандомизацией (см.).

>Выбор Э.С. можно сделать, исходя из следующих соображений:

1. Если независимая переменная дает какой-либо предполагаемый длительный эффект, то лучше использовать межгрупповую Э.С. Это происходит, когда мы используем следующие переменные: а) вызывающие изменения в развитии или состоянии испытуемого; б) практически все виды физиологических повреждений; в) большинство переменных, зависящих от времени (сюда входят переменные, имеющие эффект обучения); г) большинство переменных, характеризующих испытуемых - пол, возраст, национальность и т.д., которые невозможно изменить.

2. Предпочтение интраиндивидуальной Э.С. отдается, если есть большие индивидуальные различия между испытуемыми в группах.

В некоторых случаях стоит провести эксперименты по двум схемам и сравнить полученные результаты.

А.П. Репеко

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

E-mail Печать PDF

Экспериментальная психология — общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Э. п. была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций — ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания Э. п. как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки Э. п. выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. Если первоначально главным объектом Э. п. считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К.

Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети. Э. п. начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Тем самым в недрах Э. п. зарождается новое направление — дифференциальная психология, предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами. Достижения Э. п., носившей вначале "академический" характер, т. е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т. д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности — от дошкольной педагогики до космонавтики. Развитие теоретических схем и конкретных методик Э. п. теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук — биологических, технических и социальных.

М.Г. Ярошевский

ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

E-mail Печать PDF

Эксперимент психофизиологический — создание экспериментальной ситуации, при которой изучается функциональное состояние организма, особенности и механизмы организации деятельности на нейрофизиологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях. Э. р. проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным условиям. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития человека, присущие ему в настоящее время. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор конкретных методов.

В формирующем эксперименте: благодаря созданию специальных условий в нем прослеживается динамика развития или изменения определенной психической функции. Л.С. Выгодский наблюдал таким образом процесс становления у ребенка понятий (экспериментально-генетический метод).

В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по существу — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развиваются познавательные функции (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ) и т.п.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ

E-mail Печать PDF

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ - одна из форм эксперимента (см.); проводится в естественных для участников условиях с целью минимизировать нехарактерное для них поведение, вызванное лабораторными условиями (см. Эксперимент лабораторный). Достаточно часто исследователю требуется узнать, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях. Создание в лаборатории реальных ситуаций невозможно, и исследователь вынужден проводить экспериментальное исследование в естественных условиях.

В Э.П. исследователь управляет независимой переменной (см.) и фиксирует изменения зависимой переменной (см.). Часто участники Э.П. не догадываются, что их поведение служит объектом исследования и фиксируется. По этой причине исследователю следует заранее подумать об этической стороне предполагаемых исследований.

Полевые исследования обладают большей внешней валидностью (см.) по сравнению с лабораторным экспериментом. В тоже время, если эксперимент производится в "полевых" условиях (например, изучение влияния организации труда на мотивацию рабочих), то мы не можем утверждать, что эксперимент отвечает требованиям классической схемы - убрать как можно больше посторонних факторов и, главное, рандомизировать участников - и в этом случае факт отрицания нуль-гипотезы (см.) не может быть воспринят как подтверждение первоначальной гипотезы.

К сожалению, сравнение результатов, полученных в лаборатории и "в поле", также будет не совсем корректно, так как если мы примем гипотезу, что люди себя ведут в лаборатории неадекватно, то у нас не будет основы для сравнения с более адекватным поведением в естественных условиях.

А.П. Репеко

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

E-mail Печать PDF

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - одна из форм эксперимента (см.), проводится в специально подготовленном помещении (лаборатории) с целью максимально ограничить влияние возможных посторонних факторов на участников эксперимента. Основными требованиями при проведении Э.Л. являются: устранение действия посторонних факторов и рандомизация (см.) распределения участников по группам. Удовлетворить этим требованиям легче всего, проведя эксперимент в лабораторных условиях. В лаборатории все параметры внешней среды остаются постоянными и исследователь уверен, что, по крайней мере, среда не оказала влияния на результаты эксперимента. Кроме того, у исследователя есть возможность должным образом сформировать контрольную и экспериментальную группы (или предъявить экспериментальные условия).

>При проведении Э.Л. есть опасность того, что лабораторные условия так существенно влияют на людей, что обобщение результатов на другие ситуации невозможно. "Ради науки" люди способны проделывать в лаборатории то, что никогда бы не сделали в других ситуациях. Так, в 1962 в серии экспериментов по гипнозу американский ученый Орни решил сконструировать бессмысленную задачу, которую незагипнотезированный человек либо должен сразу отказаться выполнять, либо выполнять недолго. В качестве задачи участникам Э.Л. предложили складывать огромное количество двухзначных чисел. После пяти с половиной часов (!) экспериментатор сдался, так как испытуемые продолжали методично выполнять задание.

Орни не помогло и придуманное на ходу условие, что каждый использованный лист с числами должен быть порван не менее чем на 32 части. Очевидно, что вне лаборатории человек никогда бы не стал выполнять такую работу. Орни предлагал использовать в Э.Л. так называемую квази-контрольную группу, т.е. людей, посвященных в цели Э.Л. и играющих роль излишне "хороших" испытуемых. Их роль состоит в том, чтобы поделится впечатлениями, как условия Э.Л. могут изменить стиль их поведения.

>Еще одной распространенной процедурой при проведении Э.Л. является проведение симулирующих экспериментов (испытуемых просят действовать так, как если бы они находились в экспериментальных условиях) с целью удостовериться, что для проявления нужного эффекта одного желания испытуемых будет мало, а требуется предъявление экспериментального условия.

А.П. Репеко

Страница 10 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135