Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

АЙБЛЬ-АЙБЕСФЕЛЬДТ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АЙБЛЬ-АЙБЕСФЕЛЬДТ (Eibl-Eibesfeldt) Иренеус (р. 1928) — австрийско-немецкий биолог, основатель этологии человека как самостоятельной дисциплины и один из ее лидеров. Ближайший ученик основателя этологии — К. Лоренца, в своей работе развивает его исследовательские традиции. Закончил биологический фак-т Венского ун-та, получив докт. степень по зоологии (1950). С 1951 г. — научный сотрудник в

Институте физиологии поведения (Max-Planck-Institut für Verhaltensphysiologie) в Германии; профессор зоологии в Мюнхенском ун-те (1963); руководитель рабочей группы по этологии человека в Иституте физиологии поведения (1970); руководитель Исследовательского ин-та по этологии человека в Обществе Макса Планка (1977); в настоящее время — президент Международного общества этологии человека. С 1949 г. А.-А. под руководством К. Лоренца занимался исследованием поведения животных, а с середины 1960-х гг. обратился к изучению человека и стал разрабатывать научную программу этологии человека, которую определил как биологию поведения человека. А.-А. полагает, что основные этологические методы и представления, разработанные при изучении животных, могут быть с соответствующими видоизменениями применены для исследования человеческого поведения. Согласно А.-А., в этологии человека должна разрабатываться теория поведения, которая учитывает уникальное положение человека как биологического вида; при этом этология человека должна развивать тесные контакты с психологией, антропологией, социологией и лингвистикой. Считая, что в основе этологии человека должны лежать детальное наблюдение и регистрация повседневного поведения людей в естественной обстановке, А.-А. разработал и стал осуществлять исследовательский проект по документированию с помощью видеозаписи поведения людей, принадлежащих к разным культурам. В результате был собран огромный архив материалов о естественном поведении людей самых разных народов, доступный ученым всего мира. Широко применяя кросс-культурный анализ, А.-А. пришел к выводу о существовании системы универсальных правил, которые по одним и тем же принципам структурируют как невербальное, так и вербальное поведение.

Эта система правил, названная "биограмматикой" человеческого поведения, основана, по его мнению, на врожденных генетических программах, выработанных биологической эволюцией в ходе антропогенеза. Главным предметом исследовательского интереса для А.-А. являются универсальные стратегии в социальном человеческом поведении, а также взаимодействие в поведении человека культурных и генетически запрограммированных факторов, универсальных для всего человеческого вида.

Большое внимание он уделяет изучению поведения детей и взаимоотношениям детей и родителей. По мнению А.-А., именно эволюция родительской заботы заложила основу для развития высокоорганизованных социальных систем у человека. Наиболее известные труды: "Любовь и ненависть", 1970; "Биология войны и мира", 1975; "Этология человека", 1987.

Е.А. Гороховская