Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

АСТАФЬЕВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич (1846—1893) — российский философ, психолог и юрист. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1868). В 1872—1876 гг. был профессором философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881—1885 гг. заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного комитета. В 1890—1893 гг. был приват-доцентом историко-филологического фак-та Московского ун-та.

Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей человеческого "Я", философии истории, свободы воли, национального самосознания, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии "истинный идеал философии".

Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом. Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании "психического ритма" и сформулировал закон "психического ритма", согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и стремлений.

Автор книг: "Монизм или дуализм?", 1873; "Психический мир женщины: его особенности, превосходства и недостатки", 1881; "Понятие психического ритма как научное обоснование психологии полов", 1882; "Страдания и наслаждения в жизни", 1885; "Смысл истории и идеалы прогресса", 1885; "Симптомы и причины современного настроения.

(Наше техническое богатство и наша духовная нищета). Две публичные лекции", 1885; "Чувство как нравственное начало", 1886; "Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии", 1893; и др. работ.

В.И. Овчаренко