Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

АФФИЛИАТИВНЫЕ СЕТИ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АФФИЛИАТИВНЫЕ СЕТИ - бимодальные сети социальные (см.) (гиперсети), построенные по критерию участия акторов в одних и тех же событиях или принадлежности к социальным группам. В отличие от традиционных сетей, А.С. включают два множества элементов - акторов и события. Отношения между элементами одного множества обусловлены их связями с элементами другого. Основное предположение, лежащее в основе анализа А.С., состоит в том, что совместное участие в событиях создает условия для возникновения социальных связей другого типа - знакомств, дружбы, конкуренции.

Матрица связей принадлежности, в отличие от социоматрицы (см.), имеет вид прямоугольной таблицы с акторами по горизонтали и событиями по вертикали.

Элемент матрицы равен 1 в случае, если соответствующий актор связан с соответствующим событием, и 0 в иных случаях. Набор методов анализа А.С. ограничен. Обычно бимодальную матрицу связей принадлежности преобразуют в одномодальную социоматрицу взвешенных (количественных) связей, элементами которой является либо количество событий, в которых пара акторов одновременно участвует, либо количество общих участников в паре событий.

Для полученных таким образом социоматриц рассчитывают простые показатели: активность участников, размер событий, достижимость акторов, плотность, взаимное пересечение акторов или событий. Другая группа методов позволяет одновременно представлять и анализировать связи между двумя множества элементов. Для этого используют методы, известные под названием салата Галуа и анализа соответствия. В последние годы развиваются методы стохастического моделирования А.С.

А.С. особенно полезны для изучения сложных сетей, полный охват которых невозможен, например, в социологии города (см.).

Пионерским в анализе А.С. является исследование Л.Уорнером социальных агрегаций в поселении, известном под псевдонимом Олдсити на юге США. Другие примеры: участие в общественных комитетах, посещение одних и тех же развлекательных мероприятий, приверженность к телевизионным каналам и газетам, членство в правлениях компаний, участие в научных конференциях.

С.В. Сивуха