Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

БАШЛЯР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884—1962) — французский философ, психолог и методолог науки. Основоположник неорационализма как философского течения. Создатель специализированного психоанализа объективного познания. Специального философского образования Б. не получил и большую часть жизни провел в провинции. В 1912 г. получил степень лиценциата по математике. С 1919 г. преподавал физику и химию в колледже

Барсюр-Об (который сам в свое время окончил), в это время начал заниматься философией. В 1928 защитил дис. по философии, в которой обосновывал идею "приближенного знания". С 1930 г. Б. — профессор на фак-те литературы в ун-те Дижона, с 1940 — профессор Сорбонны, где до 1954 руководил кафедрой истории и философии науки. Параллельно возглавлял Институт истории науки при Сорбонне. После 1954 г. — поч. профессор Сорбонны. С 1951 г. — кавалер Ордена Почетного Легиона. В 1961 г. стал лауреатом национальной премии в области литературы. В 30-х гг.

Б разрабатывал теорию познания (эпистемологию), в том числе — психоанализ объективного познания, ориентированный на устранение из науки убеждений, сформировавшихся вне специфически объективного опыта. В работе "Новый научный дух" (1934) Б. представил "проектную" формулировку неорационализма как подхода. В книге "Формирование научного духа: вклад в психоанализ объективного познания" (1938) предложил термин и идею диалектической сублимации, под которой понимал разновидность процесса преобразования энергии влечений, обеспечивающего замену бессознательного подавления осознанным подавлением и преобразованием, сопровождающихся чувством радости. Другое направление исследований Б. связано с проблематикой "творческого воображения".

В книге "Психоанализ огня" (1937) он исследовал смысл, значение и сексуальный образ огня как связующего звена всех символов. Осуществляя психоанализ огня, Б. выдвинул идею о существовании группы комплексов, связанных с любовью к огню и огненным субстанциям.

Среди них: комплекс Прометея (совокупность побуждений человека, обусловливающих его стремление к обретению знаний, превосходящих уровень знаний его отца и учителей), который квалифицировался им как "Эдипов комплекс умственной жизни"; комплекс Эмпедокла (специфический "зов огня", объединяющий инстинкты жизни и смерти, на основе любви к огню и его почитании), комплекс Новалиса (совокупность удовлетворения чувственной жажды внутреннего проникающего тепла и глубинного ощущения согревающего блаженства), а также комплексы Пантагрюэля, Гофмана и Гарпагона. В последующих работах — "Вода и грезы" (1942), "Воздух и сны" (1943), "Земля и грезы воли" (1948), "Земля и грезы покоя" (1948), — анализировались различные аспекты творческого воображения. В книге "Поэтика пространства" (1957) Б. представил уже существенно переформулированную проблематику теории "творческого воображения". Итоговой работой этого направления была книга "Поэтика грез" (1960).

Как философ и методолог науки Б. опубликовал ряд работ, посвященных осмыслению специфических черт мышления, познания и теорий познания нашего времени: "Философское отрицание" (1940) — ключевая работа первого периода творчества Б., отражающая основания его понимания неорационализма; "Прикладной материализм" (1949) — работа, излагающая "техническую" составляющую концепции Б.; "Рациональный материализм" (1953) — работа, содержащая "последнюю", уточненную версию эпистимологии Б. и др.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко