Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Чорос

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Чорос Чорос, Цорос [множ. число от чо-ро (ойрат. цор, ср. кыпчак. чора, шора), «герой, богатырь»; сначала Ч. — лишь этноним], в ойрат-калмыцкой мифологии первопредок дербетских и джунгарских княжеских родов.

Миф о нём включен в калмыцкие исторические сочинения Габан Шараба и Батур Убаши Тюмена (XVIII в.); изложен П. С. Далласом (XVIII в.), а также до недавнего времени сохранялся в устных ойратских и калмыцких традициях (записи А. М. Позднеева, Г. Н. Потанина, Б. Я. Владимирцова, А. В. Бурдукова). Ч. — найдёныш сверхъестественного происхождения.

Его избирает князем уцелевшая после кровопролитной войны часть племени, обитающая в безлюдных, недоступных местах (в этом сюжете сочетаются мотивы архаических генеалогических мифов монгольских народов с более поздними, обосновывающими сакральность верховной власти). Согласно архаичному мифу, характерному для шаманской мифологии, Ч. ребёнком лежал под деревом (под двумя деревьями, чьи вершины соединялись) или в дупле дерева (имя Цорос иногда осмысливается как производное от цорго, «дупло») и питался стекающим ему в рот древесным соком, а наверху летала сова.

В некоторых вариантах дерево с наростом (или сам нарост на дереве — урун, или три дерева) и сова оказываются родителями Ч., при этом в некоторых текстах в роли отца выступает дерево, а матери — сова, в других — наоборот. В сочинении Батур Убаши Тюмена само дерево происходит от совы.

Обычно Ч. наделён прозвищем Удун Бадан (Удунтай Бадантай); удун — «ива» (хотя в ряде версий ребёнок лежит под берёзой), второй компонент имени (бадан) Даллас объясняет с помощью слова будун — «мгла, туман, непогода», якобы обступавшая младенца Ч. Ойратский миф о происхождении героя от дерева тесно связан с мифом о происхождении кыпчаков, рассказанный в легенде об Огузхане у Рашидаддина, Абулгази и др.С этими архаическими мотивами сливается более поздний, обосновывающий небесное происхождение Ч.; в нём используются, однако, и тотемические образы (ср. Борте-Чино и Хо-Марал) прежде всего лебедя (ср. генеалогический миф о первопредке хоринцев Хоридое в бурятской мифологии).

Отцом Ч. выступает жёлтый лебедь с четырьмя жёлтыми головами, сын неба (тенгри); а его матерью — фея (дагини, см. Дакини) Золотая рыба, дочь водяного владыки (хана лусов, см. Лу). По Далласу, Цорос родится от связи жены богатыря Йобогон-мергена («старец-стрелок»?), предка рода хойт, жившего за 3 поколения до Чингисхана, с чародеем Бо-ханом [Бо-нойоном, — «государем (или «князем») шаманом»?] или Лусим-ханом (очевидно, Лусын-ханом, то есть «ханом лусов»).В дальнейшем, очевидно, появляется миф о поисках после смерти бездетного джунгарского хана — преемника престола, им и оказывается Ч. Поздним является также отождествление Ч. с Чингисханом.

Литература :
Позднеев А. М., Образцы народной литературы монгольских племен, в. 1, СПБ, 1880, с. 135;
Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 229, 325—26;
Владимирцов Б. Я., Легенда о происхождении дэрбэтских князей, «Живая старина», 1909, т. 18, в. 2—3;
Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе, Элиста, 1969;
Pallas P., Sammlungen historischer Nachrichten über die Mongolischen Völkerschaften, Bd 1, Spb., 1776, S. 32.