Чотгоры чотгоры, шудхер (бурят.), чуткер (калмыцк.), в мифологии монгольских народов злой дух. В монгольской шаманской мифологии Ч. именуется бесприютная душа умершего неестественной смертью (ср. якутск.
Юёр), демон болезни, похищающий душу человека либо вселяющийся в тело больного. В шаманских призываниях Ч. (как и шулмасы, альбины, ада, алээ и пр.) собирательное наименование злых духов.По несколько модифицированным поверьям, Ч. категория злых духов, которыми становятся люди, совершившие при жизни «10 чёрных грехов» (буддийское понятие); их владыка хан Дамба Дорджи.
В этом смысле Ч. мужской вариант ведьмы-шулмаса. Иногда Ч. называют оборотня, принявшего вид какого-либо человека (ср. китайск. цзин), а также покойника, продолжающего земное существование в качестве демона (например, подобного Ч., имеющего облик рогатого великана с клыками и убивающего всех своим ужасным хохотом, описывает восточномонгольская легенда тибетского происхождения).
По другим (очевидно, более поздним) представлениям, Ч. это персонификация зла вообще, глава всех враждебных человеку сил (но не обитатель подземного мира), аналогичный демону-шулмасу. Встречается сочетание «Ч.-шулмас» в собирательном значении «злые духи».
К Ч. относится терен (от тибет. тхеуранг), одноногий и однорукий демон, который является к человеку по вызову и верно ему служит, а затем завладевает его душой. Ч. как антагонист тенгри (то есть как дьявол) появляется в некоторых мифологических (зачастую поздних, заимствованных) сюжетах.
Литература
:
Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 142, 181, 227;
Беннигсен А. П., Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ, 1912, с. 10, 9798;
Хангалов М. Н., Собр. соч., т. 3, Улан-Удэ, 1960, с. 14, 1618;
Heissig W., Ein mongolisches Handbuch für die Herstellung von Schutzamuletten, «Tribus», 1962, № 11.