Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ДЕ-РОБЕРТИ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серуа) Евгений Валентинович (1843-1915) - русский философ и социолог.

Де-Р. выступал с позиций "социального психизма", напоминающего в своих исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма (см.). Негативно относился к марксизму, посвятив анализу социологии К. Маркса (см.) специальную статью. Принимал участие в создании Русской высшей школы общественных наук в Париже и первой отечественной социологической кафедры в Психоневрологическом институте. После цензурных запретов (глава Синода - К.П. Победоносцев - потребовал одновременно светской и духовной цензуры для сочинений Де-Р.), Де-Р. переехал в

Париж, где стал членом местного Общества социологии. Наиболее интересная работа Де-Р. - "Социология действия" (1908), демонстрирующая его близость к идеям Дюркгейма, - так и не была переведена.

Де-Р. отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Не разделяя распространенное мнение о том, что социология призвана теоретически реконструировать общественные законы и закономерности, Де-Р. предлагал включать в ее предмет даже мораль, реально отождествляя социологию и этику.

В целом же Де-Р. понимал собственную дисциплину как универсальную науку о человеческом духе, куда включались история науки, история искусств и философии, теория познания, этика, эстетика, политика и т.д. Главной же целью социологии Де-Р. полагал познание законов психологического взаимодействия.

Социология, по Де-Р., наука "абстрактная" и "описательная". Подразделяя ее на две части - "естественную историю общества" и "естественную науку общества", - исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию. При этом в рамки "конкретной социологии" Де-Р. включал "элементарную социологию" (психологию) и "естественную историю общества", изучавшую динамику общественных групп, проблему личности, общественных верований и т.д.

Обладая определенной продуктивностью (идея двухуровневой модели изучения общества), данная схема была ориентирована на социологическое постижение лишь феноменов психологического взаимодействия людей, что, очевидно, снижало ее эвристический потенциал.

Основным социологическим методом Де-Р. считал социологическое описание, полагая, что он сводим к "рациональному объяснению фактов" или "приспособлению внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей".

Центральной категорией социологии, по Де-Р., выступает понятие "надорганическое". Основное содержание этого понятия социолог трактовал так: "надорганическое" как одна из форм мировой энергии наряду с неорганической и органической (их социальная ипостась), а также "надорганическое" как психическое взаимодействие (в отличие от психологического факта, который включает в себя еще и биологическую компоненту).

Эволюция "надорганического", согласно концепции Де-Р., выглядит так: а) стадия психофизических отношений, связанная с элементарными нервно-мозговыми взаимодействиями, порождающая сам этот феномен и продуцирующая зачатки "общественности" животных и первобытных людей; б) стадия психофизиологических взаимодействий, генерирующая огромное количество "фактов и процессов исторического характера" (науку, философию, искусство вкупе с "поведением" или "практической деятельностью", включающими в себя, по Де-Р., технику, экономику, право и политику).

Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологических изысканий, Де-Р. подчеркивал, что отражением этого процесса может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.

Правомерно трактуя концепцию Де-Р. как тривиальный психологический редукционизм, необходимо отметить, что "сверхрационализм" его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеобразие и оригинальность его социологическому учению.

Главные труды Де-Р.: "Политико-экономические этюды" (1869); "Социология" (1880); "Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли" (в двух томах, 1886); "Новая постановка основных вопросов социологии" (1909), "Понятия и законы Вселенной" (1914), "К оценке основных предпосылок социологической теории Карла Маркса" (1917) и др.

А.А. Грицанов


Новые статьи:
Старые статьи: