Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЭЛЬКОНИН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович (1904—1984) — российский психологи педагог, специалист в области детской и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1962), профессор (1965), чл.-кор. АПН СССР (1968). Ученик и один из ближайших сотрудников Л.С. Выготского. Окончил психоневрологическое отделение ЛГПИ (1927). Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.).

Вел научно-педагогическую работу в ЛГПИ (с 1928), Ленинградском коммунистическом педагогическом ин-те (с 1938). Разрабатывал основные идеи детской психологии в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. С 1936 г., после постановления "О педологических извращениях в системе наркомпроса" был уволен и работал учителем начальной школы.

В это же время разрабатывал букварь для народов Крайнего севера. Написал книгу "Развитие устной и письменной речи школьников" (изданную только в 1999 г.) и в 1940 г. защитил по ней канд. дис. В 1941—1945 гг. был в действующей армии. С 1945 г. работал в Военно-педагогическом ин-те Советской Армии (Москва). С 1946 г. по совместительству в НИИ ОиПП. С 1953 г. — с.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР. С 1958 г. возглавлял лабораторию психологии детей младшего школьного возраста, в которой вместе с В.В. Давыдовым разрабатывал теорию учебной деятельности. В 1960 защитил докт. дис. по монографии "Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет)". В 1963 г. возглавил лабораторию психологии подростков, где вместе с Т.В. Драгуновой разрабатывал теорию подросткового возраста.

В 1968 г. — зав. лаб. диагностики психического развития школьников, в 1979 г. — лабораторию психологии детей шестилетнего возраста". На основе культурно-исторической и деятельностной теории Э. были созданы концепция периодизации детских возрастов и теория игры ("Психология игры", М., 1978), гипотеза об историческом происхождении периодов детства, гипотезы о строении ведущих деятельностей в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах. Э. разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари (1961; ч. 1—2, 1969—1972).

В последние годы изучал психические особенности детей шестилетнего возраста в связи с включением их в систему школьного обучения. Основные соч. Э. опубликованы в виде "Избранных психологических трудов", М., 1989.

Б.Д. Эльконин