Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЭРЕНФЕЛЬС

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус (1859—1932) — австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф. Брентано.

Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем изучал философию в Венском ун-те (д-р философии, 1885). В 1885—1888 гг. работал в Грацком ун-те в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейонга, на представления которого впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 подготовил дис. для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. Э. — экстраординарный профессор пражского Немецкого ун-та, с 1896 г. — ординарный профессор.

Пробовал себя на поэтическом поприще. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальткачеств, названных в его честь "качествами Эренфельса". Это — качество "сверхсуммативности" (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество "транспозитивности" (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). ("Über Gestaltqualitäten" / Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie, 1890, 14.) Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления. В наибольшей степени учение Э. отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались Э. (в рамках учения Ф.

Брентано об ин-тенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальт-принципом (Бог) и "неоформленным" (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной ("Kosmogonie", 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности ("Das Primzahlengesetz", 1922). Автор трудов: "Philosophischen Schriften", W., 1882; "System der Werttheorie", 2 Bd., 1898—1897; "Grundbegriffe der Ehtik", 1907; "Sexualethik", Wiesbaden, 1907; "Die Religion der Zukunft", 1928.

И.М. Кондаков