Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КАЛМЫКОВА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914—1993) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, дефектологии, психодиагностики. Д-р психологических наук (1976), профессор. Вся научная жизнь К. была связана с лабораторией психологии учения НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО), возглавляемой Н.А. Менчинской, где она прошла путь от м.н.с. до руководителя исследовательской группы.

Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость, как общую способность к усвоению знаний. Разработанные для этих целей диагностические методики были опубликованы в книге: "Проблемы диагностики умственного развития учащихся", (1975). Результаты большого экспериментального исследования были обобщены в докт. дис. "

;Развитие продуктивного мышления школьников (экспериментальное исследование)" (1976) и позднее — в монографии "Продуктивное мышление как основа обучаемости", (1981). Изучая детей со способностями разного уровня, уделяла внимание тем из них, кто отставал в учении и в наибольшей степени нуждался в педагогической и психологической помощи.

В особую группу выделила детей с задержкой психического развития, проводила совместно со своими коллегами разностороннее исследование особенностей интеллектуального и личностного развития этих детей. Участвовала в создании первой в нашей стране школы-интерната для детей с задержкой психического развития в Нижнем Новгороде, а затем — сети таких школ ("Отстающие в учении школьники: проблемы психологического развития", 1986; "Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога", 1982). Еще одно направление научных исследований К. было связано с изучением и анализом деятельности учителей-новаторов. Наблюдения, проведенные в Донецке, в школе В.Ф. Шаталова, изучение материалов, полученных в процессе обучения по его системе, были обобщены в книге "Педагогика гуманизма", М., 1990.

Л.А. Карпенко