Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КЛАГЕС

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (1872—1956) — немецкий философ и психолог, главный представитель немецкой характерологии, основатель современной психологии выражения, главным образом графологии, основоположник характерологического исследования семантики языка. Получил высшее химическое образование сначала в Лейпцигском, затем в Мюнхенском унтах в 1897 г., но отказался от карьеры химика в пользу философии и психологии. Стоял у истоков образованного в Мюнхене и получившего всемирную известность "Немецкого графологического общества". В психологии К. не принадлежал ни к одной научной школе, не занимал официальных постов в академических ун-тах, поэтому не имел прямых учеников, однако снискал большую научную признательность и приобрел многих последователей. Опираясь на философские воззрения К.Г. Каруса, К. основал учение о человеческом характере, его строении и познании на основе биоцентрического образа мира и человека ("

;Der Geist als Widersacher der Seele", 1929—1932). По его представлениям, существует общая космическая жизнь, которая проявляется в жизни растений, поведении животных, поступках людей. При этом тело и душа человека представляют собой два неразрывных полюса жизни, а дух уподобляется некоему клину ("противнику"), который как "акосмическая сила" стремится их разделить, действуя как отрицающая жизнь сущность. Жизнь и душа, по мнению К., являются бессознательным органическим и психическим событием. Утверждая действительность образов, К. постулирует некую магнетическую жизненную связь между образами внешнего мира и образами души, которые представляют для него нечто более глубокое и осмысленное, чем простая оптическая видимость. Они являются для К. реальными силами чувственно воспринимаемого мира, непосредственно действующими на душу через выражение, экспрессию.

В отличие от старой, "статической" физиогномики Аристотеля, Лафатера и К.Г. Каруса, К. развил подход к исследованию выражения, основанный на истолковании движения живого образа ("Ausdruckbewegung und Gestaltungskraft", 1913), при этом он проводил различия между произвольными, выразительными и изобразительными движениями.

Все эти движения обусловливаются "главным личностным образом" (выражение-экспрессия, изображение-представление, графология), т. е. характером. Строение характера ("Die Grundlagen der Charakterkunde", 1966, (13 изд.), первое издание вышло в 1910 г. под заголовком: "Prinzipien der Charakterologie") у К. делится на пять областей, каждая из которых описывает определенную группу свойств. 1) Материя характера: свойства материи обозначают общие и специальные способности и задатки. 2) Качество характера: свойства качества подразумевают влечения и "движущие силы" (мотивацию). Принципом разделения выбирается отношение Я к витальности, что приводит к выделению двух классов движущих сил: освобождения или отдачи (освобождения от Я) и связывания (связь с Я). Движущим силам Клагес придавал решающее значение в определении характера человека и построил развернутую и дифференцированную систему движущих сил. 3) Структура характера: свойства структуры описывают прежде всего задатки темперамента и выражают у К. волевую возбудимость, чувственную возбудимость и выразительные возможности в смысле экспрессии внутренних переживаний. 4) Тектоника характера: свойства тектоники определяют отношение названных групп свойств друг к другу, структурные и интеграционные связи, например, гармония, прочность, разорванность. 5) Задатки самообладания: свойства самообладания характеризуют прежде всего поведение (дерзкое, робкое и т. д.). Эти свойства обозначаются как "ненастоящие" и являются тем, что прежде всего доступно наблюдению и на чем, как правило, строятся эмпирические типологизации, которые К. резко критикует. Он считает, что суть характера составляют только "настоящие" свойства, т. к., например, одинаковые поведенческие реакции могут основываться на различных мотивах. При этом К. оставил без внимания вопрос о критериях достоверности "настоящих" свойств. Классификация свойств характера осуществляется у К. не эмпирически, а на основании правил употребления языка для исследования черт характера ("Die Sprache als Quell der Seelenkunde", 1948).

А это, по К., требует анализа: 1) различий в значениях родственных и противоположных понятий; 2) языковых степеней семантики основного понятия, например, сенсибильный, восприимчивый, впечатлительный, чувствительный, реагибельный, импульсивный, сангвиник (требуется анализ, что общего в этих понятиях, чем они различаются); 3) понятий, которые являются результатом деятельности в определенном направлении, например, назойливость как любопытство, связанное со смелостью суждений. К. разработал также характерологический анализ почерка ("Handschrift und Charakter", 1917). Осуществляется он путем анализа шестнадцати параметров почерка на основе выявления трех главных факторов: уровня формы (показатель соотношения сил "душа-дух", т. е. избытка или недостатка "жизни" в человеке), регулярности (доминирование в характере чувств или воли) и соразмерности (степень возбудимости личности). Идеи К. оказали значительное влияние на развитие западноевропейской психологии, особенно в области психологии личности и характера, а также психолингвистики (работы Р.Б.

Кеттелла, Н.Т. Нормана и др.).

А.К. Никишов