Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КРУТЕЦКИЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

КРУТЕЦКИЙ Вадим Андреевич (1917—1991) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Д-р психологических наук (1968), профессор. В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения).

Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (позже — НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 защитил канд. дис.: "Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников" и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 г. возглавил лабораторию способностей. С 1974 по 1980 г. — зам. директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Исследовательская деятельность К. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: "Психология подростка" (1959, 1965); "Воспитание дисциплинированности подростков" (1960); "Очерки психологии старшего школьника" (1963).

Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б.М. Теплова, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, ввел понятие "математическая направленность ума", исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей. В 1967 г. защитил докт. дис.: "Психология математических способностей школьников". В 1968 г. опубликовал одноименную монографию, которая была удостоена 1 премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и др. странах.

Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: "Основы педагогической психологии", 1972), "Психология обучения и воспитания школьников" (1976); учебник для педучилищ "Психология" (1974, 1980, 1986).

В последние годы жизни К. был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии К.: "Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития" (1992), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы.

Л.А.

Карпенко, Т.Д. Марцинковская