Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЛЕЙНГ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЛЕЙНГ (Laing) Рональд (1927—1989) — шотландский психиатр и психолог. Один из создателей и лидеров антипсихиатрии. Окончил медицинский фак-т ун-та г. Глазго. Увлекался психоанализом. Работал психиатром в различных лечебных учреждениях (в том числе в армейских), а затем в клинике Глазго. Читал курс лекций по психиатрии в местном ун-те.

Длительное время самостоятельно изучал философию, теологию, восточные и западные мистические учения. Исследовал природу и причины психических болезней, окружение психически больных, шизофренические системы, взаимоотношения врача и пациента, традиционные способы психиатрии и психотерапии, измененные состояния сознания и его трансперсональные уровни, этические и юридические аспекты психиатрии, проблемы человеческого опыта и др.

Считал, что подлинные причины безумия коренятся в основах человеческого бытия. Интерпретировал ряд психических заболеваний как стратегии и способы выживания людей в современном мире. В качестве одной из идей предложил считать сумасшествие разумной реакцией на безумное социальное окружение. Утверждал, что современная психиатрия и психопатология искажают подлинный внутренний мир больных людей.

Выступил с резкой критикой репрессивного характера современной клинической психиатрии. Боролся за человеческие права психически больных. Считал неправомочным принуждение пациентов к приему психотропных препаратов. Предлагал интенсифицировать поиски более тонких психофармакологических подходов.

Сформулировал понимание психотерапии как аутентичной встречи двух людей. После 1956 г. работал врачом в клинике Тэвистока. В 1961 г. опубликовал книгу "Разделенное Я. Экзистенциальное исследование психического здоровья и безумия", в которой использовал идеи и труды европейских философов-экзистенциалистов для критики традиционной психиатрии и разработки программы перестройки психиатрии в экзистенциальном контексте, обеспечивающим понимание нормального и патологического бытия в мире.

Исследовал комплекс проблем "Я", в том числе вопросы формирования и функционирования "ложного Я". С 1961 по 1967 г., работая в Тэвистокском Институте человеческих отношений, исследовал разнообразные проблемы семьи.

Придавал особое значение окружению психически больных людей и систематически изучал семьи шизофреников. Во время посещения Индии и после практиковал йогу и буддистскую медитацию. В 1965 г. организовал терапевтическую коммуну Кингсли Холл — своеобразную экспериментальную модель будущих антипсихиатрических коммун.

В качестве существенно важного момента нормальной жизни и психики утверждал "онтологическую безопасность", главным условием обретения которой полагал способность человека быть автономной индивидуальностью. В этой связи исследовал и выделил три типичные формы тревоги — поглощение, прорыв и окаменение, которые следует научиться преодолевать. В критике и борьбе с современной психиатрией придавал большое значение замене современного "психиатрического жаргона" посредством использования идей и подходов герменевтики. Поддерживал и развивал учение Г.

Маркузе об "одномерном человеке". Выступал с критикой репрессивной одномерной цивилизации нашего времени. Считался одним из идеологов движений "новых левых" и контркультуры. В последний период творчества несколько смягчил антипсихиатрические позиции и осуществил некоторый поворот к "альтернативным психологиям".

Опубликовал ряд работ, посвященных изучению "социальных систем фантазий", посредством которых группа воздействует на своих членов. Автор книг: "Я и другие" (1961); "Здравомыслие, сумасшествие и семья" (т. 1. "Семьи шизофреников", совм. с А. Эстерсон), 1964; "Разум и сила. Десятилетие философии Ж.-П. Сартра, 1950—1960" (совм. с Д. Купер), 1964; "Интерперсональное восприятие. Теория и метод исследования" (совм. с Г. Филлипсон и А. Ли), 1966; "Политика опыта и райская птица", 1967; "Семейные трудности", 1967; "Политика семьи", 1969; и др.

В.И. Овчаренко