Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЛЕОНТЬЕВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Алексеевич (1936—2004) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психолингвистики, психологии речи. Д-р филологических наук (1968), д-р психологических наук (1975), профессор (1976). Д. чл. РАО (1992); чл. бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1993), чл.

Совета по русскому языку при Правительстве РФ (с 1999). Чл. редк. ряда международных и российских журналов, а также отечественных и зарубежных общественных организаций, связанных с изучением иностранных языков и психолингвистики. Окончил филологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1958) по специальности "филолог, преподаватель немецкого языка". После окончания аспирантуры защитил канд. дис. по филологии (1966) на тему: "Общелингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ".

В течение многих лет работал на кафедре методики преподавания иностранных языков фак-та иностранных языков МГПИ им. В.И. Ленина, занимался проблемами психологии и методики преподавания иностранных языков. Одновременно (с 1966 г.) преподавал курс психолингвистики на кафедре общей психологии фак-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Л. является основоположником и организатором психолингвистических исследований в отечественной психологии, автором теоретических трудов в этой области ("Слово в речевой деятельности", 1965; "Психолингвистика", 1967; "Основы психолингвистики", 1997).

>Разработал наиболее известную теорию речепорождения ("Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, 1969; "Язык, речь, речевая деятельность", 1969). В этот период он защищает докт. дис. по филологии: "Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности" (1968) и выпускает коллективную монографию "Основы теории речевой деятельности" (автор и отв. ред., М., 1974). Исследования в области языка и речевой деятельности закономерно привели Л. к разработке проблем психологии общения. Он автор одной из первых в стране монографий на эту тему ("Психология общения", 1974, 1997, 1999), на основе которой защитил докторскую диссертацию по психологии ("Психология речевого общения", 1975). Наряду с В.А.

Кан-Каликом, разрабатывал тему "педагогическое общение" в отечественной дидактике ("Педагогическое общение", 1979), уделял большое внимание языковой политике в образовании. Занимаясь проблемами психологии и психолингвистики, Л. продолжал трудиться в сфере общего языкознания; истории языкознания, в сфере исследования развития русского языка, в том числе применительно к конкретным задачам его использования ("Речь в криминалистике и судебной психологии", в соавт., 1977). Выпустил обобщающую публикацию по папуасским языкам ("Папуасские языки", 1974), а также первое научное описание языка ток писин ("Язык ток писин", в соавт., 1981). Исследование народов и языков России представил в обобщающей монографии "Путешествие по карте языков мира", (1981, 1990). Опубликовал труды И.А. Бодуэна де Куртенэ, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского, ряд работ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, монографию "Л.С. Выготский", (1990). Вел большую научно-организационную и общественную работу: являлся генеральным секретарем Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков (с 1990); поч. президентом Психолингвистического общества им. Л.С.

Выготского (с 1991); президентом Межрегиональной общественной организации в поддержку развития образовательной программы "Школа 2100" (с 2000). Последние публикации Л.: "Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии", 2001; "Деятельный ум", 2001.

О.Г. Носкова