Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЛОКК

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ЛОКК (Locke) Джон (1632—1704) — английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т.

Гоббса и прежде всего сенсуалистическую теорию познания. Родился в пуританской семье мелкого чиновника-юриста. Окончил Вестминстерскую школу, учился в ун-тах Лондона и Оксфорда (1656), где вскоре защитил дис. на звание магистра. В течение нескольких лет преподавал в Оксфорде греческий язык, литературу и философию, а затем занялся еще и медицинской практикой. В 1668 г. был избран в Лондонское королевское общество.

Увлекся политикой и в Лондоне поступил на службу к высокопоставленному политическому деятелю. В 1681 г. после участия в неудавшемся заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в Голландию. В 1688 г. возвращается на родину и публикует ряд своих философских и политических трудов, написанных им ранее: "Опыт о человеческом разумении" (1690), над которым работал около 20 лет; "Письма о веротерпимости"; "Трактаты о государственном правлении", где впервые выдвинул идею о государстве, построенном на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Позднее был опубликован трактат "О пользовании разумом" (1706) и др. В своих основных трудах Л. развивает теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира, а также концепцию человека, в которой отрицал декартовскую идею о существовании врожденных идей (в том числе врожденности идеи

Бога). Человек от рождения, утверждал Л., не обладает никакими знаниями (его сознание — "чистая доска"), и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний.

Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт, считает Л., является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка (сопоставление и абстрагирование), после чего простые идеи преобразуются в сложные (модусы, субстанции и отношения). В этом, по Л., и состоит процесс познания. Идеи по степени значимости для знания Л. разделял на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. По достоверности делил знание на бесспорное и вероятное (т. е. мнение). По степени точности различал три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное или интуитивное), демонстративное (доказывающее) и чувственное, т. е. достигаемое посредством чувств.

Большое значение для ранней истории научной психологии имело локковское различение первичных и вторичных качеств простых идей внешнего опыта. Первичные качества простых идей существуют вне зависимости от нашего восприятия и являются характеристиками объекта (например, размер и форма объекта). Вторичные — существуют только в нашем восприятии: это вкус, запах, цвет, звук, прикосновение. Например, боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану. Подобные взгляды до Л. высказывал Г.

Галилей (1564—1642), и они полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. А если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия есть ни что иное, как реальность субъективная. Отсюда характеристики предметов, которые присущи им независимо от любого восприятия — это первичные качества. Различение первичных и вторичных качеств было впоследствии поставлено под сомнение Дж. Беркли (1685—1753), который утверждал, что все качества являются вторичными, поскольку физические объекты существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает.

Еще одним важным научным вкладом Л. была разработка теории ассоциации идей. Представления о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа Л. объединил в "психохимическую концепцию", развиваемую в теории ассоциации идей.

Согласно этой точке зрения сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей. Именно так, по Л., в полном согласии с законами физики работает сознание человека. Базовые элементы психики (простые идеи) являются неделимыми (как и их материальные аналоги — атомы в галилеевско-ньютоновской системе Вселенной).

Из сочетаний, взаимодействий и комбинаций простых идей и образуется все многообразие знания, которое истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Несмотря на утверждение, что реальная сущность вещей остается неизвестной и ум имеет дело лишь с номинальными сущностями, Л. нельзя считать агностиком. Он обратил внимание на активность субъекта в познавательном процессе и видел выход в том, что задача человека — знать не все, а только то, что важно для его поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечивается способностями человека. Идеи Л. оказали большое влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и развитие философии, психологии и др. наук (в Англии: Дж. Толланд, Дж.

Пристли, Дж. Беркли, Д. Юм; во Франции: Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж.-О. Ламетри, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро). Идеи Л. положили начало ассоцианизму в психологии, в том числе развитию представлений о деятельности психики и тела по аналогии с работой машины. Основные труды Л.: "Works", v. 1—10, L., 1801; В рус пер. "Избранные философские произведения, т. 1—2, М., 1960; "Сочинения", т. 1—3, М., 1985.

Л.А. Карпенко