Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ЛЯУДИС

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЛЯУДИС Валентина Яковлевна (р. 1932) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984). Зам. председателя Совета по психологии УМО университетов России (1988—2000). Засл. профессор МГУ (1996). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1955). В 1960—70-е гг. занималась исследованием проблем психологии памяти. Под руководством П.И. Зинченко выполнила и защитила канд. дис.: "Структура мнемического действия" (1967). Продолжая исследования в этом направлении, в 1978 г. защитила докт. дис.: "Развитие памяти в процессе обучения". В работах Л. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти: 1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; 2) переходной, внешне опосредованной памяти; 3) осознаваемых произвольных процессов памяти; 4) метапамяти.

Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему, посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах ("Память в процессе развития", М., 1976; "Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ" (М., 1983, в соавт.). С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками.

Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения ("Инновационное обучение и наука", М., 1992). Л. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается анализом методики преподавания психологии, психологическими основами инновационного обучения ("Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников" (Кишинев, 1983, в соавт.); "Методика преподавания психологии", М., 1984). Автор и ред. ряда научных трудов и уч. пособий, в том числе: "Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся", М., 1980, соред. совм. с А.А. Бодалевым; "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", ред. и соавт, (т. 1. — 1980; т. 2. — 1981); "Изучение и проектирование работы школы в социологическом аспекте (Место и функции социолога в школе)", М., 1993.

О.Г. Носкова