Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

МАРКУЗЕ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898—1979) — немецко-американский философ, социолог и социальный психолог. Д-р философии (1922), профессор Колумбийского, Гарвардского, Калифорнийского ун-тов и ун-та в Сан-Диего (Калифорния, 1965—1979). Один из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований.

Изучал философию и экономику в Берлинском и Фрайбургском ун-тах. После завершения учебы занимался различными философскими исследованиями, в том числе по марксистской философии истории. С 1927 г. сотрудничал с Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. В 1932 г. опубликовал работу "Онтология Гегеля и основание теории историчности". Приступил к разработке собственной версии критической теории буржуазного (индустриального) общества. В 1933 г. работал в

Институте социальных исследований (Франкфурт), где сотрудничал с Т. Адорно, М. Хоркхаймером и др. В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в Швейцарию (Женеву), а в 1934 г. — в США. Преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др. В 1939—1945 гг. работал в информационных органах Управления стратегической разведки США. В 1941 г. опубликовал книгу "Разум и революция.

Гегель и становление социальной теории", в которой критиковал нацистскую интерпретацию философии Гегеля. В 1951—1953 работал в Колумбийском и Гарвардском ун-тах, в т. ч. в "Русском исследовательском центре". В 1955 г. опубликовал книгу "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда" (в немецком издании 1965 г. — "Структура инстинктов и общество"), в которой изложил оригинальные философско-социологические идеи фрейдомарксистского толка.

Предлагая современное философское толкование З. Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидозных трудовых отношений, в общем понимаемых как социально полезная деятельность, не сопровождающаяся репрессивной сублимацией.

Движение в этом направлении, по М., предполагает преодоление прибавочной (дополнительной) репрессии (подавления), порождаемой преимущественно современными формами производства и отчужденного труда. В этой связи придавал большое значение превращению труда в свободную игру человеческих способностей. Исследовал происхождение и диалектику репрессивной цивилизации, но в отличие от З.

Фрейда, считавшего, что репрессивный характер цивилизации не может быть изменен без катастрофических последствий, призывал к преодолению репрессивного изобилия для формирования нового мира человека, соответствующего его инстинктам жизни. Предложил версию нового понимания принципа реальности и исследовал возможности развития инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации. Развивая учение З. Фрейда, сформулировал и развил идеи о полиморфной сексуальности, прибавочной репрессии, принципе производительности, самосублимировании сексуальности и др. В 1950—70-х гг. работал профессором

Колумбийского ун-та и ун-та в Сан-Диего. Одновременно занимался исследованием различных, преимущественно, философских проблем.

Получил широкую известность как автор понятий и концепций "одномерного человека" и "одномерного общества", изложенных в книге "Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого индустриального общества" (1964).

Утверждал, что современная идеологизированная индустриальная культура, главным образом в лице изготовителей политики и их наместников в сфере массовой информации, интегрирует любую оппозицию и альтернативы и формирует "одномерное мышление и поведение" людей. В силу этого обстоятельства в современном индустриальном обществе появился новый массовый тип "одномерных" людей, утративших способность социально-критического отношения к сущему и ориентированных на потребление и автоматический конформизм. Констатировал, что революционная инициатива переходит к различным "аутсайдерам". Полагал, что началом и движущей силой социальных изменений должен стать "Великий Отказ" от традиционных ценностей, перерастающий в культурную революцию, обеспечивающую обретение новой чувственности и освобождение людей от тотального контроля.

В ряде книг, в том числе в "Психоанализ и политика" (1968), "Эссе об освобождении" (1969) и др., критиковал современное индустриальное общество за его сверхрепрессивность и распространение ложных потребностей. Идеи и концепции М. были использованы в качестве теоретического фундамента движением "новых левых" во второй половине 1960-х гг., которое ориентировалось на тотальную революционную войну против репрессивной культуры и всего капиталистического общества. В 1972 г. в работе "Контрреволюция и бунт" М. откорректировал свои концепции и дистанцировался от леворадикального движения. М. так же автор книг "

;Советский марксизм. Критическое исследование" (1958), "Культура и общество" (1965), "Идеи к критической теории общества" (1969), "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др. В рус. пер. издано: "Очерк об освобождении", М., 1970; "Одномерный человек", М., 1994; "Эрос и цивилизация", Киев, 1995.

В.И. Овчаренко