Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

МАТЮШКИН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

МАТЮШКИН Алексей Михайлович (1927—2004) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С.Л.

Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1982). Чл.-кор. АПН СССР (1985), д. чл. АПН СССР (1990—1993), д. чл. РАО (с 1993). Председатель Общества психологов СССР (1983—1987). Гл. ред. журнала "Вопросы психологии (1981—1992). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1997). Участник ВОВ (1944—1945). Награжден медалью "За победу над Германией". Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948—1953).

В 1955—1957 учился в аспирантуре отделения психологии фак-та философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957—1961), затем — научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961—1963). В 1960 защитил канд. дис. по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 по 1974 г. работает в

НИИ ОиПП АПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемности в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докт. дис.: "Проблемные ситуации в мышлении и обучении" (1974). В 1974—1980 г. М. работает в НИИ проблем высшей школы Мин. прос. СССР, где возглавил сектор психологии.

Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе ("Актуальные проблемы психологии в высшей школе", 1977; "Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения", М., 1978). В 1980 г. возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 по 1990 г. — директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека ("Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности", М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы М. было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987—1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов — "

;Творческая одаренность", утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989). Оставив директорский пост (1990), М. возглавил созданный им "Центр по творческой одаренности детей" при НИИ ОиПП. В 1992 г. г Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей ("Развитие творческой активности школьников", М., 1991; "Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики", М., 1993. М. автор большого количества научных работ, последняя из которых — "

;Мышление. Обучение. Творчество", М., 2001.

Л.А. Карпенко